Найти в Дзене
Vredina

Спорим с американскими учеными

Обзор статьи Дональда Лиена и Шо Чжан.
Сегодня мы рассмотрим статью «Words Matter for Life: How Language Can Influence Suicide Behavior», в которой авторы пытаются с помощью лингвистики объяснить предрасположенность нации к суициду.
Future Time Reference (FTR)
Для начала разберемся с ключевым понятием: Future Time Reference (FTR), которое авторы называют одной из наиболее важных лингвистических
Оглавление

Обзор статьи Дональда Лиена и Шо Чжан.

Сегодня мы рассмотрим статью «Words Matter for Life: How Language Can Influence Suicide Behavior», в которой авторы пытаются с помощью лингвистики объяснить предрасположенность нации к суициду.

Future Time Reference (FTR)

Для начала разберемся с ключевым понятием: Future Time Reference (FTR), которое авторы называют одной из наиболее важных лингвистических функций. FTR описывает обязательное использование предиктивных конструкций в устных или письменных языках. Например, в английском языке между подлежащим и глаголом используется «will» или «should», когда речь идет о будущем событии. А в китайском и немецком языках нет специального маркера для будущих событий.

Следовательно, китайский и немецкий классифицируются как слабые языки FTR, а английский и французский – как сильные языки FTR.

Русский язык авторы не учитывают, но, полагаем, его можно отнести к средней степени FTR, поскольку у нас есть обе формы: мы можем сказать «я высплюсь завтра», а можем «завтра я буду отсыпаться».

В чем причина разногласий?

Ученые утверждают, что когда люди говорят о будущем слабым языком FTR, отсутствие маркеров будущего времени затмевает различия во времени, сокращая расстояние между настоящим и будущим. Таким образом, ораторы склонны уделять больше внимания будущему в межвременных выборах, что способствует более дальновидному поведению, например, больше сбережений, меньше курения, больше инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и больше готовности принимать меры по охране окружающей среды.

Нам кажется, что это слишком опрометчивый вывод. Очевидно, что культура сбережений исторически больше присуща, например, американцам с высоким FTR, нежели русским со средним FTR.

А курим мы не меньше французов. 2 года назад BBC поставил нас в своем рейтинге на 5 место:

«В России курят без малого 60% мужчин старше 15 лет и 23% женщин».
-2

Еще один контраргумент: англоязычные страны являются родоначальниками эко-активизма. Они стали задумываться об окружающей среде еще в позапрошлом столетии: в 1889 году в Великобритании было создано природоохранное Королевское общество защиты птиц, в 1935 году в США было основано общество защиты дикой природы. В то же время китайцев до сих пор волнует окружающая среда по большей части только на словах.

Из статьи ТАСС:

"Как заявил председатель КНР Си Цзиньпин, борьба с загрязнением воздуха и охрана экологии является одной из "трех главных битв" Китая наряду с ликвидацией бедности и предотвращением финансовых рисков."
AP Photo/Mark Schiefelbein.
AP Photo/Mark Schiefelbein.

Теперь мы, наконец, добрались до самоубийств. Что говорят нам авторы статьи?

«Наши эмпирические результаты показывают, что страны, в которых основные языки характеризуются низким FTR, примерно на одно самоубийство больше на 100 000 человек, чем аналогичные страны с высоким FTR языков. Этот эффект ощутим, поскольку одно самоубийство на 100 000 человек больше соответствует увеличению среднего уровня самоубийств по всем странам на 8,18%. Этот эффект эквивалентен влиянию на уровень самоубийств при снижении ВВП на душу населения на 19 400 долларов.»


Звучит солидно, не так ли? Однако можно ли на 100% верить в точность проведенных исследований, если мы и до этого нашли в теории FTR очевидные нестыковки? На этот вопрос мы не возьмемся ответить.

-4