Найти в Дзене

Нива ваз 2121 - советский гражданский внедорожник

Первый советский гражданский внедорожник ВАЗ 2121, или Нива известен во всём мире, причём с лучшей стороны. До сих пор этот автомобиль считается одним из лучших на бездорожье, а в его ценовой категории Ниве вообще нет конкурентов. Но знаете ли вы, что Нивы могло и не быть? И был бы легендарным внедорожник не ВАЗ 2121, а ИЖ или АЗЛК.

Нива до сих пор поражает своей проходимостью
Нива до сих пор поражает своей проходимостью

Начнём с 1970 года, когда сам Косыгин, который в то время был председателем Совета министров СССР, поставил перед ВАЗ, ИЖ и АЗЛК задачу создать новый лёгкий внедорожник, который должен был быть таким же проходимым, как УАЗ, но при этом обладал бы комфортом легкового автомобиля. Сейчас такая задача не вызывает удивления, но раньше такого автомобиля не существовало вообще в мире. Внедорожники были, а таких лёгких безрамных проходимцев не было.

Честно говоря, в Советском Союзе уже создавалось нечто подобное, например, военный внедорожник ГАЗ-61, ГАЗ М-72, Москвич 410, москвич 415/416. Но это были стандартные кузова легковых автомобилей, поставленные на внедорожное шасси. Они никогда не выпускались большими тиражами, так что ниша в принципе была свободна.

Москвич 410
Москвич 410

Но Косыгин поставил перед тремя заводами задачу не просто поставить готовый легковой кузов на внедорожное шасси, чтобы сделать очередного уродца, а именно создать новый полноценный автомобиль с нуля.

Быстрее всех сориентировался завод АЗЛК, который хотя и не обладал соответствующими мощностями для выпуска совершенно новой модели внедорожного автомобиля. Они взяли ижевский Москвич 415/416, немного доработали его под современные требования 1970-х годов, и пока другие заводы разрабатывали свои автомобили с нуля, в 1973 году представили комиссии два своих прототипа Москвич-2148/2150. Один в кузове кабриолет, а другой в кузове закрытом. Но обхитрить никого не получилось, и обновленные автомобили забраковали. Кстати, на ВАЗ и ИЖ прототипы были готовы ещё в 1972 году, но на суд комиссии их ещё не предъявляли.

Москвич 2150 чем-то похож на Ленд Ровер
Москвич 2150 чем-то похож на Ленд Ровер

Но прототип АЗЛК не понравился комиссии не только потому, что он был переделкой старой модели. Дело в том, что он по уровню комфорта не слишком отличался от тех же УАЗов, поэтому его и забраковали.

А вот ИЖ решил серьёзно пободаться с ВАЗ, и в 1972 году представил свой ИЖ-14. В машине было полно оригинальных конструкторских решений, например раздатка на три режима, которую одним движением руки можно было переключать не только на полный и задний, но и на передний привод.

В 1972 году автомобиль показали Устинову и неким генералам, и они покатались на ИЖ-14 по территории завода. Было решено испытать новый прототип вместе с ВАЗ, который был готов к 1974 году.

ИЖ-14 откровенно некрасивый автомобиль
ИЖ-14 откровенно некрасивый автомобиль

Что касается ВАЗ, то они к 1972 году имели в наличии только ВАЗ-Э2121, который по сути был простым шасси с неким корявым кузовом. Но в новой машине было столько инновационных решений, что её уже тогда начали испытывать в секретной атмосфере. Навещали разных фиатовских значков, обозвали машину «Formika», и вообще, всем рассказывали, что это новый Фиат из Румынии.

Государственные испытания 1974 года прошли с размахом. Кроме ВАЗ 2121 и ИЖ-14, в них для сравнения участвовали ЛуАЗы, УАЗы, Land Rover и Range Rover. Хотя ИЖ-14 неплохо себя показал на бездорожье, его дизайн был откровенно убогим рядом в ВАЗ-2121. Так что Нива стала фаворитом.

Как видно из статьи, ИЖ имел все шансы стать победителем, но не смог вытянуть дизайн. В последствии ИЖ-14 так и остался прототипом.

Первые Нивы
Первые Нивы

Пишите в комментариях, про какой автомобиль вы бы ещё хотели услышать, и не забывайте подписываться на мой канал!

Lada
208,9 тыс интересуются