Вс. Мейерхольд создал театр Новой драмы, где экспериментировал с формой, внедряя цирковые приёмы.
Он буквально «раздевал» сцену, обнажая пространство, чтобы на первый план выходил актёр, его техника исполнения, эмоции и чувства.
Создал систему занавесов, позволяющую сокращать и увеличивать размер сцены (ещё во время постановки по М. Ю. Лермонтову «Маскарад»).
В постановке «Великодушный рогоносец» использовал станок для создания многоуровневого пространства.
«На фоне задней кирпичной стены была поставлена игровая конструкция «Рогоносца». Я думал, что всё это оголено временно и что к спектаклю будет повешен задник. [...] Я спросил его, когда же все это будет сделано. Он ответил мне, что он против кулис и задников». (из воспоминаний И. Ильинского)
В представлении режиссёра идеальный актёр не должен был в первую очередь вырабатывать эмоции и чувства, думать, как было принято по системе Станиславского.
Мейерхольд придерживался позиции, что актёр, вживаясь в образ, должен идти от внешней игры к внутренней (в обратном порядке).
В его представлении идеальный актёр не испытывает чувств и эмоций. Он - бездушная машина в руках режиссёра.
Выработал свою систему «Биомеханика», которая должна была помогать актёру развивать его физические данные.
Цель: избавление от ненужных движений. За основу системы был взят закон физики «о движении физических тел».