Найти тему
ярослав куимов

лучшие и недорогие VR-шлемы для игры в half life alyx

VR-приквел Half-Life 2 буквально создан для того, чтобы продавать шлемы и популяризировать игры в виртуальной реальности. Valve уже делала подобное в 2004 году, когда оригинальная Half-Life 2 вышла на ПК эксклюзивно в Steam.

Физические копии игры (а цифрового рынка тогда практически не существовало) требовали зарегистрироваться в Steam, скачать клиент, привязать к нему ключ и поддерживать связь с интернетом для запуска — игроки восприняли этот ход издателя как драконовские ограничения и акт невиданной доселе жадности. Только подумайте, игрой на диске нельзя было поделиться с другом!

​На обложке коллекционного издания Half-Life 2 написано «самая ожидаемая ПК-игра всех времён». Иронично
​На обложке коллекционного издания Half-Life 2 написано «самая ожидаемая ПК-игра всех времён». Иронично

Приведённый в действие 16 лет назад план Valve сработал: Half-Life 2, Counter-Strike, Team Fortress 2, Portal, Left 4 Dead — череда эксклюзивных хитов позволила магазину набрать «критическую массу» пользователей и со временем закрепить собственное видение как эталонную модель дистрибуции на рынке ПК-игр.

Возможно, теперь история повторится с технологией виртуальной реальности. С 2016 года рынок VR-устройств постоянно растёт, причём доля «премиальных» моделей (с подключением к ПК) становится всё больше. Но даже через 4 года после выхода Oculus Rift и HTC Vive так и не вошли в обиход большинства геймеров — по данным Steam за февраль 2020-го шлемами владеют менее 1% пользователей.

-2

С другой стороны, 15 марта Steam обновил собственный рекорд по числу одновременных пользователей — больше 20 миллионов. Даже если взять 1% от этого числа, получится не менее 200 тысяч владельцев VR-гарнитур.

На деле численность активных пользователей превышает 90 миллионов в месяц (а количество зарегистрированных аккаунтов и вовсе перевалило за 1 миллиард), так что 1% по статистике Steam может означать, что число людей, которые могут поиграть в Half-Life: Alyx сейчас стремится к миллиону.

Похоже, Valve решила, что этого достаточно для того, чтобы активно привлекать пользователей качественным контентом, и при этом не терять деньги на его создании. Возможно, именно благодаря Alyx предсказания аналитиков о взрывном росте популярности VR смогут претвориться в жизнь.

-3

Западные игровые издания единогласно хвалят Half-Life: Alyx и называют её едва ли не «лучшей VR-игрой вообще». Каждый объект в зоне видимости доступен для взаимодействия, виртуальный мир существует по естественным физическим законам. Например, хэдкраба можно просто отпихнуть подхваченным стулом и выкинуть в окно, а на пианино в полуразрушенной квартире — сыграть мелодию из «Марио».

Будем считать, что у Valve получилось продать нам идею того, что пора обзавестись VR-шлемом. Но каким? И что ещё понадобится?

-4

Какой компьютер нужен для Half-Life: Alyx?

В 2016 году системные требования VR-шлемов казались завышенными, многим пользователям требовался дорогостоящий апгрейд до системы уровня:

  • GeForce GTX 970;
  • Intel Core i5 4-го поколения;
  • 8 ГБ DDR4.

В 2020-м эта конфигурация, согласитесь, выглядит уже не так страшно.

Самой популярной видеокартой среди пользователей Steam уже несколько лет остаётся GeForce GTX 1060 — это как раз примерно уровень GTX 970. А 4-ядерные процессоры успели опуститься из среднего ценового сегмента в начальный.

-5

С тех пор минимальные системные требования VR-игр почти не изменились. Из-за ограниченной пользовательской базы разработчики не могут позволить себе сокращать её ещё сильнее, поэтому в техническом плане равняются на «наименьший общий знаменатель» — то есть требования, введённые четыре года назад.

Мощные системы, разумеется, никто не ограничивает. Современные шлемы требуют от системы больше 90 fps при разрешении до 3400х1440, и на высоких настройках графики эта задача становится нетривиальной даже для современных компонентов.

Как показали тесты, для «Низких» и «Средних» настроек Half-Life: Alyx при 90 fps будет достаточно GTX 1060, тогда как «Высокие» потребуют видеокарты уровня GTX 1070 Ti / RTX 2060. Для «Ультра» понадобится GeForce RTX 2070 или что-то помощнее.

​Наши рекомендации для сборки с видеокартой RTX 2060 / Radeon RX 5600 XT для «Высоких» настроек
​Наши рекомендации для сборки с видеокартой RTX 2060 / Radeon RX 5600 XT для «Высоких» настроек

Вариант «на все деньги» — Valve Index за тысячу долларов

Собственный шлем от Valve считается самым технологичным решением на рынке, он не просто так стоит дороже остальных. По принципу работы Index схож с HTC Vive (у них даже периферия вроде контроллеров и базовых станций взаимозаменяемые), но превосходит его по всем параметрам.

-7

Изображение выводится на 2 ЖК-экрана с частотой до 144 Гц и разрешением 1440х1600. Valve отмечает, что ЖК-матрицы с увеличенным числом суб-пикселей не уступает OLED по цветовому охвату, но визуально отличается менее заметными границами отдельных пикселей и высокой скоростью отклика (меньше 1 с). Большинство обзоров крупных изданий это подтверждают, хотя и указывают на то, что по глубине чёрного OLED всё равно намного лучше.

Пожалуй, главное отличие Index от конкурентов — контроллеры с отслеживанием пальцев. Они закрепляются на ладонях при помощи лямок и обеспечивают лучшее погружение, так как руками можно пользоваться как в реальной жизни: сжимать кулаки, брать предметы, карабкаться, показывать знаки пальцами.

CNET
CNET

Для работы Valve Index требуются базовые станции и достаточно много места — можно пользоваться и сидя, без трекинга движений, но такой режим поддерживается не во всех играх.

Даже если закрыть глаза на цену, купить комплект Index не так-то просто — шлемы поступают в продажу ограниченными партиями и мгновенно исчезают, стоять в очереди придётся долго.

-9

Лучшее из доступного — HTC Vive Cosmos от 66 тысяч рублей

HTC — единственный производитель «взрослых» VR-гарнитур, который официально ведёт бизнес в России. Устройства Oculus (и, если повезёт, Valve) можно найти только у перекупщиков или в «серых» магазинах, так что ни о какой гарантии, запасных деталях или сервисных центрах речи не идёт. У HTC всё официально — но недёшево.

-10

В ассортименте HTC есть две модели, которые работают немного по-разному: Vive Pro представляет собой улучшенную (и более дорогую) версию шлема первого поколения, а Cosmos предлагает трекинг без использования базовых станций.

На самом деле Cosmos — конструктор. Для него можно докупить, например, переднюю панель для работы с базовыми станциями Vive или Valve Index и беспроводной адаптер. С контроллерами от Valve Index шлем тоже совместим, но только в сочетании со сменной панелью и базовыми станциями.

Сменные панели для Vive Cosmos: синие с камерами для трекинга без дополнительных устройств и чёрная для Cosmos Elite с поддержкой базовых станций Vive
Сменные панели для Vive Cosmos: синие с камерами для трекинга без дополнительных устройств и чёрная для Cosmos Elite с поддержкой базовых станций Vive

По опыту редакции DTF, трекинг контроллеров и перемещений через встроенные камеры достаточно точен и надёжен для комфортной игры. Западные рецензенты отмечают, что базовые станции корректнее распознают движения рук за спиной, близко к лицу и на уровне пола, но устанавливать и настраивать систему без них значительно проще и быстрее.

Частота обновления OLED-экранов всех моделей Vive составляет 90 Гц. Разрешение экранов Cosmos — 1440x1700, а Pro —1440x1600.

Базовый набор из шлема Cosmos и пары контроллеров стоит 66 тысяч рублей в России (и от 699 долларов в США). С беспроводным адаптером Vive Cosmos обойдётся у нас в 103 тысячи рублей. Проводной вариант Cosmos Elite c базовыми станциями — в 90 тысяч. Комплект из «классического» Vive Pro, контроллеров, базовых станций и беспроводного адаптера стоит 99 тысяч рублей.

​Vive Pro использует контроллеры Vive второго поколения и улучшенные базовые станции с охватом до 25 кв.м. Сам шлем отслеживает движения глаз для более удобной нвигации и точной фокусировки
​Vive Pro использует контроллеры Vive второго поколения и улучшенные базовые станции с охватом до 25 кв.м. Сам шлем отслеживает движения глаз для более удобной нвигации и точной фокусировки

Для игры налегке — Oculus Quest от 400 долларов

Oculus Quest — изначально автономный шлем на базе процессора Qualcomm Snapdragon 835, который не требует подключения к ПК. Как и Vive Cosmos, Quest использует встроенные камеры вместо внешних базовых станций. Питается шлем от аккумулятора, поэтому его можно брать с собой в поездки, к друзьям или в офис.

-13

Игры и программы можно загружать напрямую во внутреннюю память через фирменный магазин Oculus. Библиотека там меньше, чем для ПК, а требовательные игры вроде Half-Life: Alyx не поддерживаются. Впрочем, VR-хиты вроде Beat Saber, Super Hot VR и Arizona Sunshine доступны вообще без проводов и дополнительных приготовлений — надел шлем, взял контроллеры в руки и играешь.

Для того, чтобы запускать что-либо из Steam есть два способа: скачать неофициальное приложение, которое будет стримить стереоскопическое изображение с компьютера по Wi-Fi, или купить специальный USB-C кабель и подключиться напрямую.

Фирменный кабель стоит 190 долларов на Amazon, но есть менее дорогие аналоги (бесперебойную работу совсем дешёвых никто не гарантирует). Даже в проводном режиме Oculus Quest подключается удобнее, чем модели от Valve и HTC — он занимает всего один USB-С порт вместо системы с переходниками, которой требуются USB и DisplayPort на компьютере и дополнительная электрическая розетка.

Oculus Quest оснащён двумя OLED-экранами c разрешением по 1440х1600, но частота обновления составляет 72 Гц.

При цене в 400 долларов за стартовую версию на 64 ГБ Quest — один из лучших вариантов для сравнительно недорогого погружения в виртуальную реальность. Проблема только в том, что за эту сумму купить шлем сейчас невозможно. Цены на Amazon начинаются от 650 долларов, а неофициальные продавцы в России просят порядка 65 тысяч рублей.

​В собственной библиотеке Quest достаточно хороших игр, но Half-Life доступна только на ПК через Steam
​В собственной библиотеке Quest достаточно хороших игр, но Half-Life доступна только на ПК через Steam

Запасной вариант — Oculus Rift S от 400 долларов

Проводной Oculus Rift S представляет собой немного улучшенную версию оригинального Rift. Шлем и получил прохладные отзывы от критиков: с одной стороны, он использует систему камер и не нуждается в базовых станциях. С другой — разрешение ЖК-экранов составляет 1280х1440, а частота обновления не превышает 80 Гц.

Oculus Rift S​
Oculus Rift S​

Также с этой моделью могут возникнуть проблемы у людей в очках, так как визор монолитный, и линзы нельзя сдвигать или раздвигать в зависимости от особенностей лица.

Если бы Rift S можно было купить за заявленные на официальном сайте 400 долларов, цена могла бы частично компенсировать недостатки (хотя низкое разрешение и частота могут вызывать укачивание). Но на зарубежных торговых площадках раскупили все запасы (и даже не принимают предзаказы на следующие партии) а в России этот достаточно примитивный шлем стоит порядка 70 тысяч рублей.

Недорого, но красиво — Samsung HMD Odyssey + от 35 тысяч рублей

Параллельно с продвинутыми шлемами от HTC, Oculus и Valve существует отдельный рынок гарнитур Windows Mixed Reality.

-16

В них можно без проблем играть в VR-игры из Steam, но область трекинга положения рук и тела в пространстве у них меньше. За пределами поля зрения камер (над головой, рядом с телом, за спиной или на уровне пола) трекинг рук теряется, поэтому игры, в которых что-либо нужно бросать из-за спины или стрелять из лука не всегда играбельны.

Гарнитуры Mixed Reality выпускают Lenovo, ASUS, HP, Acer и Samsung, но, при сравнимой цене около 35 тысяч рублей, у последнего более качественные AMOLED-экраны с разрешением 1440х1600, частотой 90 Гц и специальным фильтром, который уменьшает видимость кристаллической сетки.

Шлем от Samsung превосходит Oculus Rift S по качеству изображения, оснащён встроенными динамиками AKG и позволяет тонко настраивать положение линз (Rift S почти не имеет подвижных частей и может не подойти людям в очках). Однако точность трекинга рук ниже — насколько комфортно будет играть в таком шлеме в динамичный шутер, пока что остаётся под вопросом.

Брать сейчас или подождать?

На этот вопрос ответить непросто. С одной стороны, на момент публикации материала вариантов того, что реально доступно для покупки, не так уж много. Шлемы от HTC стоят дорого из-за колебаний курса рубля, а Oculus и Valve выбыли совсем, не справившись с объёмом спроса. Учитывая ситуацию с фабриками в Китае, подвоз новых партий может задержаться — неизвестно, когда компании смогут пополнить запасы в необходимом объёме.

-17

Да и время сейчас совершенно неподходящее для таких покупок: цены растут практически неконтролируемо, друг на друга накладываются низкое предложение при высоком спросе и неблагоприятные колебания курса. В таких условиях разумнее всего отложить деньги до лучших времён и подождать, пока ситуация не нормализуется. Как минимум до тех пор, пока на рынке появится больше вариантов.

К тому же, Microsoft, Valve и HP совместно готовят некий шлем, который должен «установить новый стандарт качества». Анонс обещают «скоро», но едва ли имеет смысл ждать его появления в продаже раньше лета.

С другой стороны, никто не знает, что будет дальше. Цены на электронику в рублях могут продолжать расти и дальше, а задержки поставок у большинства производителей сохранятся как минимум до лета.

Еще сильнее всё усложняется из-за угрозы пандемии. Попробовать VR из проката, сходить в VR-клуб или купить шлем с рук может оказаться небезопасным — несмотря на то, что визор надевается на лицо, тщательной дезинфекцией заморачиваются нечасто.

AR и VR
156,2 тыс интересуются