Правило безошибочного выбора глиняной посуды существует у малого народа России – вепсов. Обычно, на базаре хозяйка сперва как следует рассматривала понравившейся горшок, потом стучала по нему со всех сторон. Если звук был звонкий, значит, горшок-баба, если глухой – мужик! Имейте в виду - еда вкуснее получается в горшке-бабе!
Селение Алеховщина стоит на берегу Ояти в Лодейнопольском районе Ленинградской области. Крутые берега реки издавна славилось богатыми залежами высококачественной красной глины, и вепсы, проживающие здесь с незапамятных времен, научились делать из нее горшки, миски, чашки, словом, самую разнообразную утварь и даже игрушки. Как правило, лепкой занималась вся семья долгими зимними вечерами - женщины месили глину, мужчины вытягивали формы и обжигали сосуды, а дети лепили к ним мелкие детали.
В XVIII веке в Приоятье обосновался немецкий лесопромышленник Фок, который сразу оценил качество местной глины и открыл собственное производство керамики с привлечением вепсских мастеров. В ту пору случился пожар в Зимнем дворце и Фоку поручили изготовить отдельные элементы декора для нового интерьера. После выполнения императорского заказа гончарное дело стало стремительно развиваться - в верховьях Ояти уже насчитывалось около 200 гончарных мастерских, больше всего в деревнях: Ратигора, Мустоя, Подборье, Кондрашово, Подборье, Карпина гора, Ефремково, Надпорожье и др. Известно, что в начале XX века только мастеровыми Сотского погоста Шапшинской волости Лодейнопольского уезда вырабатывалось для продажи более 400 тысяч гончарных изделий.
Оятскую керамику знали, она хорошо расходилась по весьма обширной территории: приладожские и присвирские деревни, Белозерщина, Мурманск и Финляндия. Основной рынок сбыта - Санкт-Петербург, туда хрупкий товар отправляли большими речными караванами, «базарили» горшками на Аничковом мосту, с лодок на набережных Мойки, Фонтанки, Невы. В 1890 году завод Фока сгорел, он не стал восстанавливать производство, остатки оборудования мастера растащили по домам, и работали уже артелью или индивидуально.
После революции кустарей объединили в колхоз “Красный гончар”, но традиция постепенно угасала и совершенно прервалась в годы Великой Отечественной войны. Возродить гончарный промысел попытались в 1970-е годы по инициативе ленинградских художников в самом крупном на тот момент селе Алеховщине, увы, все вышеперечисленные деревни к тому времени обезлюдели.
Сегодня единственным местом, где производят оятскую традиционную керамику является Алеховщинский центр возрождения ремесел, где трудятся опытные мастера, обладающие особым чутьем глины, они сохраняют и передают молодежи древние традиции своего народа. Среди них - три замечательные женщины, получившие звание "Народный мастер России". В селе шутят, если созданные ими изделия поставить в один ряд, то он, вероятно, протянется от Ояти до Невы.
Туристы приезжают в Алеховщину специально, чтобы посетить гончарные мастерские в Центре ремесел и Музей жителей Приоятья, который представляет культуру и быт вепсского народа конца ХIX – начала XX века. В отдельном зале собрана коллекция керамики старых мастеров и наиболее интересные современные работы.
В Алеховщинском центре ремесел проводятся мастер-классы по формованию на гончарном круге, росписи, лепке свистулек. Подробности на Ките: http://spbtourkit.ru/2020/11/15/oyatskaya-keramika/