Всем привет, читатели Дзен:) Сейчас речь пойдёт о произведении Михаила Афанасьевича Булгакова, оно же и последнее - Мастер и Маргарита. В моей статье я буду уделять внимание ровно одному фильму и сериалу, снятым по мотивам "Мастер и Маргарита". Оба проекта российского производства, но обо всём по порядку.
Сразу хочу сказать, что изложенное в статье является личным мнением автора. Оно не претендует на правду в последней инстанции, и может быть ошибочным. Но оно имеет место быть.
Сериал вышел в 2005 году, и снят был Владимиром Бортко. Данный мэтр был известен тем, что старался снимать точь-в-точь по книге. И уже был опыт работы с экранизацией Булгаковской повести в 1988 году, когда на экранах ЦТ вышел двухсерийный фильм "Собачье сердце". А впрочем, ничего с этих времён не поменялось, разве что сериал делался по заказу телеканала "Россия".
Но я знаю одно. Руководство ЦТ СССР после успеха "Собачье сердце", предлагало В.Бортко снять также экранизацию "МиМ", но тот отказался. Дело в том, что в те годы режиссёр Элем Климов просто напросто мечтал снять фильм по мотивам "МиМ". Это так и осталось неосуществлённой мечтой. Климов и Бортко дружили, поэтому последний решил ради дружбы не снимать экранизацию. Кто знает, может зря сделал, а может и не зря... Но факт остаётся фактом. Спустя время, но Бортко всё же экранизировал "МиМ". Всего было снято 10 серий, каждая идёт, грубо говоря, по 50 минут.
Разумеется, мне сразу понравился подбор актёров. Прям как будто под конкретного артиста писался сценарий. Но есть также и неточности. К примеру, Воланд, роль которого играет 70-летний Олег Басилашвили, в романе был не таким старым. Но от этого, в какой-то степени, идёт в плюс к сериалу. Есть и другая персона - Понтий Пилат, роль которого исполнил 80-летний Кирилл Лавров. В романе ситуация аналогичная. Но это в плюс к сериалу не идёт. Лаврову не совсем подходит эта роль. Выглядит немощным. К слову, странным выглядит то, что глубокий в возрасте старик боится потерять свою должность из-за того, что не наказал "преступника" Га-Ноцри за его слова о власти Кесаря. Как говорится, это не главная проблема, но всё равно не лучше. Это я приметил для себя. И с моей точки зрения, другие персонажи-актёры тоже страдают такой проблемой по поводу различий в возрасте, но для меня это не так критично. Абдулов блестяще отыграл роль Коровьева, Владислав Галкин великолепно сыграл Бездомного (псевдоним), я уже молчу про Филиппенко, сыгравшего Азазеллу. Никого других под эти роли я не смогу увидеть.
В фильме не обошлось без переозвучки некоторых персонажей. Из-за чего создаётся чувство, что это как-то создаёт связь между персонажами. Такая авторская находка, к примеру. Вот начальник тайной стражи говорит голосом Афраний, говорит голосом Басилашвили. Причём в начале сериала Воланд, говоря про Понтия Пилата и Га-Ноцри также сказал, что он видел эти события собственноручно. Но это просто совпадение. Также можно провести паралель между Га-Ноцри, роль которого исполнил Безруков, и Мастером, которого играет Александр Галибин, но он говорит голосом Безрукова. Но и это тоже совпадение.
Многие критики указывают, что бюджет у сериала весьма скромный - 5 млн долларов, и скудные эффекты. Но я это не назвал бы критичным, стоит учесть, что снимали в те года, когда страна начинала по-тихоньку приходить в себя после "шоковой терапии", и 5 млн для сериала на основе большого романа, хоть и не назовёшь высоким, но и скудным тоже язык не повернётся. Да и эффекты, будем честны, не режут глаза. Смотрится вполне обычно.
После выхода сериала, многие критики сводили к тому, что: атмосферы нет, бюджет мизерный, Бортко лузер, сериал не удался, да и вообще "Вон из искусства!". Стоит учесть, что экранизировать довольно большой роман - это сложная задача, и не под силу каждому это сделать. Но это не относится к Бортко. С задачей своей он справился. С "нищенским" бюджетом, но справился. И ладно, с ними можно было бы согласиться, если бы актёры играли на отвали, спецэффекты на уровне 30-х годов, и вообще всё бы снималось на фоне современной Москвы. Но т.к. актёры отыграли свои роли на отлично, спецэффекты не такие уж и плохие, и всё всему соответствует, то... Вывод напрашивается сам собой. Тем более, хочется немного сказать о музыке. Она также блестяще, не раздражительна, и подходит в такой обстановке.
А теперь плавно переходим к фильму 1994 года. Но зрители смогли увидеть его спустя 17 лет. Существует две версии фильма: одна имеет статус "полная", длится 3 часа 20 минут (для ТВ порезали на 4 серии по 50 минут); вторая делалась для показа в кинотеатрах, поэтому её сократили до 2 часов. На этой почве разгорелся нехилый скандал между режиссёром Юрием Кара и продюсерами, из-за которого фильм долгое время не выпускался, а в нулевых пользователи форумов вообще ставили под сомнение существование данного фильма, если бы не слив оного в слишком сжатом качестве.
Этот фильм является доказательство того, что невозможно вместить большой роман в 3 часа времени, я уже молчу за двухчасовую версию. Если у Бортко были проблемы, что некоторые моменты не экранизованы (сон Босого, или же пропущенные детали полёта Маргариты на метле из только что разгромленной квартиры Латунского на озеро), то у Кара это всё приплюснуто на двое, если не на больше. Многие моменты либо сильно укорочены, либо пропущены. Просто представьте, что по книге "Песнь льда и пламени" (Игра престолов) собираются снимать двух(трёх)часовой фильм. Вы же представляете, как всё это будет выглядеть? Вот и я тоже не могу представить. А авторы фильма "МиМ" представили. И получилось не очень.
Казалось бы, режиссёр собрал весьма звёздный состав, но и это не спасло. Всё выглядит наигранно. Как будто у режиссёра была мысль снять не мистическую драму, а комедию-фарс. Актёры именно кривляются, а не играют. Хотя, это не ко всем применимо. В этом фильме я единственный раз в жизни вижу, что Сергей Гармаш (Бездомный) переигрывает и орёт на всех как потерпевший. Или кривляющийся Филиппенко (Коровьев). Или же плоская Вертинская (Маргарита). Михаил Ульянов, пожалуй, будет единственным, кто действительно претендует на свою роль (Понтий Пилат), и даже его образ мог получится лучше, чем у Лаврова.
А теперь, на минуточку, у фильма был бюджет в 15 млн долларов. Это больше бюджета сериала в три раза. Но при этом сериал выглядит более полным и подробным, нежели фильм. К тому же, фильм снимался в 1992-93 годах, уже после развала СССР. А это означает ровно две вещи: можно спокойно снимать обнажённых девиц, и открыто ругать прошлую власть. Что и сделал Юрий Кара. На балу были просто обнажённые девушки, и выглядело это по большей части как сборище женщин лёгкого поведения, если честно. Ну и куда же без критики коммунистов. В фильме Мастер не сошёл с ума, но его задержала гэбня из-за Понтия Пилата. Или же присутствие Сталина и Гитлера на балу, хотя на момент написания романа и тот, и другой были живы. В фильме это объясняется фразой Коровьева "А это специальные гости!". Но на самом деле это не более, чем очередное поливание грязью Сталина и сравнение его с Гитлером, делая между ними знак "=". В общем, фильм хоть и снимался после развала СССР, но отдаёт нотками трешовых фильмов перестроечных годов.
Не смотря на дорогостоящий фильм (в те времена), а спецэффектов очень мало. Даже по сравнению с сериалом. Можете сами посмотреть, как выглядит сцена в Варьере, когда конферансье отрывали голову. Или же на кота Бегемота, в сериале эта большая кукла с каскадёром соответствующего роста внутри. В фильме на актёра добавили стандартные элементы кота (хвост, усы и немного шерсти), и Бегемот готов. И выглядит он не то чтобы странно, а дебильно. Ну и соответственно, музыка тоже не спасла. Хотя она и не плохая, но звучит как будто мы смотрим перестроечный фильм ужасов. И тут промахнулись, так сказать.
Подводя итоги, хочу сказать следующее. Не смотря на то, какими словами ни ругали сериал Бортко, а выглядит он весьма лучше, если сравнивать с фильмом Юрия Кара. Если бы фильм вышел в 90-е годы, может, и получил бы что-нибудь в хорошем случае. Хотя, будем честными, фильм по качеству будет куда лучше многих фильмов, снятых в те времена. Но это не делает ей чести. И трёхчасовая версия не спасла бы картину, и двухчасовая тоже.
И новый фильм, который снимается в настоящее время режиссёром Николаем Лебедевым (Звезда, Легенда №17, Экипаж (2016)), тоже может постигнуть подобной участи. И какие у ленты шансы, не могу сказать. Но я могу сказать одно. Если вам нужно по быстрее ознакомится с "МиМ" в рамках школьной программы, формально так сказать закрепить материал, или просто сэкономить время, то вам подойдёт фильм. Если же хочется насладится моментом и посмотреть на весьма похожее подобие (если уж на то пошло) Булгаковского романа, где каждый персонаж представлен и описан, несомненно смотрите сериал. Эти два проекта находятся в свободном доступе на Youtube. Так что, приятного просмотра:)