Найти тему
Milla Berillo

Быть дизайнером одежды в России. Часть1. Обучение. Не сотвори себе кумира

Мне 32 и я замужем.

Замужем за работой. Кто-то посочувствует, кто-то позавидует. У меня самая женская профессия. Я - дизайнер одежды.

Окончив физико-математическую школу с золотой медалью, я бы могла пойти учиться на экономиста, юриста, IT - специалиста, физика, инженера... Но я с живостью отдала документы в Омский Институт Сервиса на технологический факультет. У меня не было сомнений. Я знала, кем хочу быть. Набрав 10 баллов из 10 на первом экзамене, с легкостью поступила туда, куда поток желающих был огромен.

Часть 1. Обучение. Не сотвори себе кумира

Итак, свое 6-и летнее образование по специальности я получила в родном сибирском городе. Заведующая кафедрой «Дизайн костюма» нашего института одно время была для меня огромным авторитетом, стимулом, "мировой женщиной". В тот далекий 2005 год, когда я поступала, конкурс был 6 человек на место. Об этой кафедре ходило много легенд и заведующая была ее огромной частью. Я и мои родители были уверены в том, что если буду у нее учиться, то стану великим дизайнером и модельером. Попасть к ней на тот момент было не так уж и легко. Когда я начала учиться у "человека –легенды", смотрела на нее с открытым ртом, пыталась впитать каждое ее слово, повторять ее фразы и делать так, как она хочет.

Сейчас специальность "дизайнер костюма" можно найти чуть ли не в каждом учебном заведении. А каких-то 20 лет назад она только начинала оформляться в России и влекла своей необычностью и сказочностью. Но по этой же причине у многих кроме скептицизма она ничего не вызывала. Когда я поехала на стажировку в Питер, в поезде разговорилась с соседкой, которая как только узнала мою будущую профессию с изумлением воскликнула: "Вот никогда не понимала суть этой профессии! Чем они вообще занимаются?" Скепсис проскальзывал и в стенах самого института, где я училась. На лекциях политологии в глазах безразличного и нудного преподавателя так и читалось: "Да зачем мне вам все рассказывать, все равно диплом получите и домохозяйками пойдете..."

Особый шарм нашей Омской Школе Дизайна придавал ежегодный конкурс "Русский силуэт" под патронажем Татьяны Михалковой. Каждый год особенно деятельные студенты стремились создать кричащие, вызывающие, гениальные, яркие коллекции, лишь бы привлечь внимание строгих судей. Я не пропускала ни один из них и ни в одном из них не побеждала. Тогда, наивной студенткой я не понимала, что конкурсы - это не про талант и мастерство, конкурсы - это про договор. Но я из-за всех сил пыталась создать что-то эдакое, удивить, угадать желания преподавателей, сделать что-то, мне не свойственное. А в итоге из года в год за почетными наградами на сцену выходили одни и те же. Это были "звездочки" нашей кафедры. Их любили все преподаватели, намекая на их гениальность. Они показывали коллекции, где мальчики были одеты в кружавчики и рюши или напоминали динозавриков, волоча за собой длинный шлейф. Однако, сейчас спустя много лет, где они, эти звездочки?...

Ни одно учебное заведение, частная компания или лица, дающие обучение в сфере моды и дизайна, не настроены на то, чтобы обеспечить своих студентов работой, а уж тем более успешным бизнесом. Они настроены только на финансовую прибыль и создание репутации сильной учебной единицы. Это не плохо, а логично и естественно в наших условиях.

В России количество выпускников в сфере дизайна и моды превышает количество потенциальных мест работы, боюсь представить во сколько раз. Поэтому кто-то устраивается в смежную сферу, кто-то идет продавцом в магазин одежды, кто-то выбирает семью и воспитание детей. Лишь небольшой процент работает по специальности. Сейчас реклама в интернете завалена предложениями построить свой бренд одежды и никто не скажет правду о множестве разбитых «легенд».

После окончания института я поняла, насколько создание кумира было для меня токсичным. В стремлении угодить я потеряла себя и, возможно, поэтому решила получить образование в Лондоне, в самом известном учебном учреждении в сфере моды Central Saint Martins. Надо сказать, я первая в нашем городе, кто поехал учиться в легендарный CSM на длительный срок. Здесь было не так все просто, несколько собеседований через посредников. CSM - очень обособленная структура и на тот момент никто из преподавателей этого заведения не приезжал в Россию для подбора студентов. После неудачных попыток собеседований в Москве, я напрямую отправила портфолио в колледж, и в результате мне пришел положительный ответ.

Никто не обязан вкладывать уникальные знания в пассивные головы и полезные навыки в бездеятельные руки. Их приходится добывать даже на стадии образования. В пору моего обучения было чрезмерное внимание к "природному дару" и "уникальному мышлению". На первых курсах преподаватели рисунка и живописи любили забирать в методический фонд некоторые работы студентов (высшая степень похвалы для учащегося, а по сути - камень преткновения всего российского образования в художественных специальностях). Это такие "необычные" картинки, которые студент создал по недостатку опыта, но все вокруг подумали, что он так особенно видит мир. А потом из раза в раз появлялись все те же одинаковые "необычные" картинки, потому что в освоении базы студент уже не видел смысла. Под конец обучения он исчерпал себя, потому что не было базы, на которой можно строить свой стиль. Так сложилось, что в моей группе проектирование костюма преподавал "человек - легенда", а занятия по рисунку "хромали". Именно поэтому я стала ходить на рисунок дополнительно в другую группу, где был потрясающий учитель. Без ста набросков он не пускал на занятия, до последнего курса ругал нас за неправильно наточенные карандаши и плывущую перспективу, а еще так подходил к мольберту и пристально наблюдал, как мы дрожащими руками тень на вазу накладывали и саркастически приговаривал "ну ты и шедевр создал"... После такой муштры (и в этом я вижу смысл образования) я вольна нарушать правила, потому что я их знаю. Нестандартное видение может родиться только в конце обучения, но никак не в начале. Талант и уникальное мышление это то, что приходит из классической основы, а не из какой-то там глубины глубин.

Если с живописью, композицией и рисунком в российских дизайнерских учебных заведениях все прекрасно; даже можно сказать, есть все условия для воспитания художника в каждом. То со швейной технологией и конструированием дело сложнее. Занятия и лекции есть, но преподаватели своим студентам вторят заклинания: «Вы – дизайнеры, не ваше дело конструировать и шить. Пусть этим занимаются конструктора и швеи.» Это оказалось так удобно, что сейчас в Питере получить швейную специальность стало невозможно. Нет спроса, нет мотивации, нет уважения. Другое дело – ДИЗАЙНЕР. Интересно, если использовать не «швея 3-ого разряда», а «кутюрье», или «главный портной сложных дизайнов», или «швейный менеджер», или «мастер реализации всех бредовых идей сумасшедших дизайнеров» - появится спрос? Я к тому, что научиться шить, конструировать и делать из своего рисунка продукт тоже не получится, пассивно посещая институтские занятия. Параллельно с обучением я шила на заказ индивидуальным клиентам, проходила практику в ателье, реализовывала готовые изделия в магазинах, изучая спрос, каждый год делала мини-коллекции своими руками, в результате чего появился начальный и немаловажный опыт. Про экономическую сторону я молчу, потому что даже на кафедре «Маркетинг» в любом российском институте не научат зарабатывать деньги. Вообще если говорить о бизнесе, то научить ему нельзя. Также как и нельзя научить жить. Все бизнес-тренинги - это иллюзия. Нужно быть постоянно в деле, жить им, любить его, оценивать и анализировать мир вокруг, развивая свое мастерство.

Обучение за границей перевернуло мое представление о дизайнерском процессе. Прежде всего это упор не на теорию, как в России, а на создание своего уникального продаваемого продукта. Конкуренция в Европе бешеная, каждый день я общалась с людьми из разных уголков земли со своим видением. Обучение в CSM дало мне понять, что даже в таком многообразии можно найти свою нишу, главное - упорно развивать в себе то, что отличает тебя от других, ориентируясь на общий рынок. Даже в пиаре и продвижении должно быть авторство. Как правило оно основано на личной природе. Один наш ведущий курса пиар учила представляться на собеседовании. Моей одногрупнице из Венесуэлы она сказала, что не надо стесняться своей "горячей" природы. Приходите и страстно здороваетесь. Это зацепит, потому что это отличает вас от других. К слову сказать, в нашей стране преобладает шаблонная работа. Мы смотрим больше на чужой опыт и пытаемся его повторить. Иногда это полезно, а иногда - мешает для того, чтобы создать уникальное предложение.

Во второй части я расскажу, как произошло мое знакомство с нашей строптивой модной индустрией и как я пришла к своей марке одежды.

Если вам интересен мой опыт, буду рада вашим комментариям!