Реакционные ученые создали "теорию" расизма, согласно которой народы мира изначально делятся на передовые и отсталые, а человеческие расы - на высшие и низшие.
К низким организациям относились люди, у которых сравнительно меньшая масса и объем мозга, меньшее число извилин.
Однако все эти особенности строения мозга не могут служить признаком низшего развития. Масса мозга человека не может являться показателем умственного развития, так как у гениальных людей можно встретить мозг самой различной массы. Тяжелый мозг встречается не только у умственно одаренных личностей, но и у людей среднего развития, а также у эпилептиков и идиотов.
Как показали исследования Л.Я. Пинеса, обезьянья борозда с одинаковой частотой встречается на внутренней поверхности затылочной доли мозга у представителей различных рас и у интеллектуально выдающихся лиц. Развитие других борозд и одинаковой частотой встречающимся у разных народов. Ряд буржуазных исследователей высказываются, что на основании наличия различных борозд извилин также подвержено различным вариациям, с заключение об умственной деятельности. Таким образом, нельзя делать отмеченные особенности строения мозга являются не расовыми признаками, а вариантами индивидуальной изменчивости, которой подвержены все органы, в том числе и мозг. Закономерное нарастание массы и объема головного мозга действительно имеет место в эволюции человека, но оно происходит в течение сотен тысячелетий. Так, у человекообразных обезьян масса мозга 400—500 г, а у современного человека-1100-2000 г (в среднем 1500 г).
Что же касается современных людей, то колебания массы и объема мозга у них не отражают степени умственного развития. Культурная и политическая отсталость народов обусловливается не биологической организацией (строение мозга и всего тела человека), а социальными условиями жизни общества. Яркий пример этого мы видим в Индии и других бывших колониальных странах. Там раньше, чем в Европе, возникла древняя и весьма высокая культура, создавшая литературы. Однако после порабощения Индии англичанами за три столетия колониального гнета развитие индийского народа резко затормозилось, и он отстал от завоевавших его европейцев. Теперь, когда порабощенные народы сбросили ярмо колониализма и снова стали свободными, они быстро идут по пути социального прогресса. Таким образом, необходимо видеть реакционную политическую сущность расизма и разоблачать ее, опираясь на строго научные морфологические факты.