1828 год. На границе Мингрелии (часть Западной Грузии, населенная мегрелами) и Самурзакана (княжество в Абхазии) разгорелся конфликт. Причина его в перестрелке, случившейся в лучших ковбойских традициях Дикого Запада.
1. Слез с дерева и взял ружье
У мегрельского князя Дадиани имелся "заповедный лес для звериной охоты" в нескольких верстах от селения Зугдиди. Обычным смертным вход туда был строго запрещен. В лесу стояли специальные караулы, которые следили за этим. Но самурзаканцы, зная об этом, пригнали туда скот. Караульные выгнали их. Пастухи пожаловались местному самурзаканскому дворянину Маргания и он, взяв несколько вооруженных крестьян, поехал разбираться.
Вскоре они нашли одного из караульных и начали с ним пребранку, в ходе которой Маргания и его крестьянин выстрелили в человека князя Дадиани из ружей. Пули ранили караульного в оба плеча и он упал без чувств. Дальнейшие события в рапорте генерал-майора Гесса изложены следующим образом:
"Пришествие это заметил один Зугдидский дворянин, бывший на дереве для собирательства винограда. Он тотчас слез с онаго и побежал в саклю, где взял ружье и вышел с оным навстречу Маргания, говоря ему, за что он безвинно убил его соседа, за которого должен заступиться. При сих словах стоявший сзади Маргания крестьянин его выстрелил в упомянутого дворянина и ранил его в левое плечо. Сей последний, державший в правой руке на перевес ружье свое против Маргания тотчас спустил курок и ранил его в брюхо"
Тяжелораненый Маргания вскочил на коня и ускакал домой, где через день умер.
2. Расположить между жительством их наши войска
После этого конфликта родственники Маргания объединились с князьями и дворянами Самурзакана и Абхазии "имеющих склонность к воровству и мошенничеству" и стали постоянно нападать на жителей Мингрелии, которых брали в плен и продавали в рабство туркам. С теми кто сопротивлялся, расправлялись на месте. Кроме того, они каждую ночь подбирались к Зугдиди и красли лошадей и скот. Аристократы, родственники самурзакандцев, подчиняющиеся князю Дадиани, не захотели "умиротворить" обстановку, сославшись на то, что и сами побаиваются за свою жизнь.
Князь Дадиани опросил генерал-майора Карла Федоровича Гессе
"расположить между жительством их (абхазов - Авт.) наши войска (русские - Авт.) в селении Гудави, находящемся недалеко от того места, где мошенники имеют единственный проход"
Речь шла о 2-й егерской роте 44 егерского полка. Рота насчитывала 100 бойцов. К.Ф. Гессе, взвесив за и против, отказал князю Дадиани. Он решил, что солдаты будут в опасности, находясь "в глуши и отдаленности" от основных войск, а местные жители "неблагонадежны" и могут, даже не понимая причин, встать на сторону противника.
Гессе сообщил Дадиани :"чтобы он сам принял строгие меры, какие признает за нужное, к прекращению шалостей, производимых непокорными, и к приведению их в надлежащее повиновение"
Рота егерей осталась охранять дом князя Дадиани по его просьбе.
Читайте: "Бросились с неимоверной яростью, но были подняты на штыки": горная война в Осетии