Найти тему
Умная Аcтрахань

Качество астраханских дорог оценит искусственный интеллект

Весной 2021 года в России стартует проект автоматической оценки качества полотна федеральных и региональных трасс при помощи специального автопоезда "Эскандор".

Автопоезд представляет собой передовую передвижную лабораторию непрерывной диагностики автодорог, использующую, в том числе, технологии искусственного интеллекта.

Анализ дорог начнется с южных регионов - Астраханской области и Ростовской область, поскольку в них раньше других начинается новый дорожный "сезон", сообщил гендиректор Российского дорожного научно-исследовательского института ("РосдорНИИ") Алексей Варятченко.

За один день "Эскандор" будет оценивать до 400 км дорог.

Технологии искусственного интеллекта будут задействованы по нескольким направлениям:

  • онлайн распознавание дефектов на дороге по видео изображениям,
  • анализ изображений георадара, который "просвечивает" все слои дороги для выявления скрытых дефектов,
  • совмещение всего набора данных об участках дорог, получаемых передвижной лабораторией.

Лабораторию "Эскандор" создало ООО "Спецмаш-Диагностика" по заказу "РосдорНИИ" для решения задач национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (БКАД).

По данным "РосдорНИИ", в мире существует только 20 лабораторий подобного типа.

По утвеждению разработчиков базой лаборатории является система измерения прочности дорожного полотна, которая может измерять параметры просадки асфальта на ходу со скоростью до 80 километров в час. Система георадиолокационного зондирования "ОКО" "просвечивает" все слои дороги для выявления скрытых дефектов. А лазерные комплексы позволяют измерять продольную и поперечную ровность автодороги ("колейность") - с погрешностью не более 1 мм. В совокупности с другим оборудованием лаборатория позволяет создавать полноценный цифровой двойник дорожной инфраструктуры.

-2

Основу применяемых технологий искусственного интеллекта, уточнил Алексей Варятченко, формируют уже существующие разработки нейросетей, которые потребуется адаптировать и "обучить" на дорожных данных.

На первом этапе оператор будет определять, соответствует ли тот или иной участок дороги нормативным требованиям, система будет запоминать этот результат, а со временем научится уже сама автономно правильно оценивать незнакомую ей дорогу по совокупности всех параметров.

Предполагается, что ИИ позволит с высокой точностью и скоростью оценивать качество дорог и его соответствие нормативам, а также прогнозировать появление дефектов.

Для оценки 600-700 тыс. километров основных федеральных и региональных трасс с периодичностью хотя бы раз в четыре года необходимо пять комплексов "Эскандор", посчитали в "РосдорНИИ".

Предполагается, что автоматизация оценки качества дорог существенно повысит безопасность и полноту получаемых данных. Например, традиционные методы оценки прочности дорожного полотна требуют статических измерений в 20 точках на каждый километр, что создает помехи для дорожного движения.