Экономический кризис помог решить проблему, которую еще десятилетие назад россияне считали чуть ли не главной. Речь идет об отношениях коренных жителей страны и так называемых «понаехавших», выросших в других культурных традициях. Как говорится, нет худа без добра.
Вспомним ситуацию в российских городах, особенно крупных. Речи политиков и разговоры на кухнях малогабаритных квартир часто крутились вокруг того, нужны ли нашей стране трудовые мигранты из-за рубежа, преимущественно Средней Азии. Как взаимодействовать с выходцами из Закавказья и уроженцами Северного Кавказа? В Москве этот вопрос и вовсе считали наиважнейшим.
Большинство наших людей не страдают национальными фобиями и расовыми предрассудками. Но напряжение чувствовали все. И погромы на Манежной площади в декабре 2011 года в самом центре столицы были в том числе и проявлением определенных социальных настроений. Не способствовали дружбе народов и представителей разных конфессий постоянные теракты в северокавказских республиках и отчеты спецслужб о выявленных по всей стране ячейках радикальных исламистов.
Все понимали, что межнациональная рознь ни к чему хорошему привести не может. Но как решить проблему, никто не знал. Политики, как правило, лишь спекулировали на теме, не предлагая ничего конструктивного. Общественники пытались обсуждать вопрос на круглых столах и лишь приходили к выводу, что надо всем жить дружно. Хотя были и такие, кто лучшим выходом считал закрыть государственные границы со Средней Азией и возвести барьеры внутри России. Ученые на своих конференциях и вовсе блуждали в трех соснах, пытаясь дать определение понятиям «нация», «национальность» и «этнос».
Описываю ту ситуацию уверенно, поскольку сам много раз участвовал и в дебатах политических движений разного толка, и в академических диспутах. Ддаже стал организатором круглого стола, за которым впервые собрались представители власти и общественности Чеченской Республики и лидеры самых непримиримых русских националистов. Тогда у нас закончилось всё мирно и даже дружелюбно, но каждый остался при своем. Тогда на дворе стоял 2012 год, многие граждане с оптимизмом смотрели на собственные финансовые и карьерные перспективы, а страна готовилась встретить Олимпиаду в Сочи.
А еще тогда действительно было огромное социальное разделение в положении коренных (и укоренившихся) москвичей и так называемых «понаехавших». Первые спокойно перебирали бумажки в офисах, думая о заграничном отпуске и покупке новой машины. Вторые — мели улицы за копейки, жили в подвалах. И неудивительно, что в в положении людей «второго сорта» в поисках хоть какой духовной поддержки уходили в религию, порой совершенно неприемлемого свойства.
Сейчас же всё иначе. Эти две категории заметно сблизились. Этому способствовали несколько факторов. Во-первых, всё-таки прошло время. Мигранты обзавелись каким-никаким имуществом, у некоторых уже родились дети, которые пошли в школу вместе с отпрысками местных жителей. Это можно назвать процессом естественной ассимиляции.
Во-вторых, в странах Средней Азии и Закавказья жизнь не стояла на месте. Пока Россия показывала нулевой прирост ВВП, зарплаты у наших соседей росли. Да и законодательство относительно трудовых патентов и регистрации в РФ изменились. Теперь нанять мигранта за копейки стало невозможно, пришлось платить больше. Наоборот, доходы россиян постоянно падали.
Но главным толчком к снятию межнационального напряжения стали, конечно, ограничительные меры в связи с эпидемией коронавируса.
Сегодня в Москве можно увидеть много бывших представителей «офисного планктона» и даже бывших руководителей фирм, которые работают таксистами, стоят на кассе в супермаркете. Бок о бок с уроженцами Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии. И ничего, улыбаются друг другу, общаются дружелюбно.
Пока политики, ученые, общественники спорили, людей объединил общий труд. И смотрит теперь москвич, седлающий велосипед с сумкой курьера на такого же доставщика еды на дом из соседней республики не с пренебрежением, а как на брата по классу. Какие там несоответствие традиций, культур, верований? Есть труд, а есть капитал. Представители последнего, кстати, не взирая ни на какие различия, давно между собой договорились.