С завидной регулярностью в беседках и таро-сообществах всплывает тема «волшебных» скатертей, салфеток и прочей текстильной продукции, без которых карты Таро будут врать, впитывать негатив, а то и вовсе устроят акцию протеста и, обидевшись, откажутся работать на нерадивого таролога, зажалевшего кус полотна для своей колоды.
Надеюсь, то, что карты — это просто рабочий инструмент, который не умеет врать, обижаться и бастовать, здравомыслящий читатель понимает?
Тогда предлагаю перейти к мифу о «волшебном» текстиле и отыскать ту почву, в которую он уходит своими цепкими корнями.
Вы, пожалуй, удивитесь, но в основе этого мифа не только суеверия и сакральный смысл, но и актуальная во все времена практичность!
До освоения ткачества столы (как и прочая мебель) наших предков были сбиты из грубых неотесанных досок. Предки верили, что дерево и вода — отличные проводники и способны впитать в себя «дурное слово», случайно или злонамеренно оброненное над столом, посему, не мудрствуя лукаво, скоблили столешницы едва ли не после каждой трапезы... Однако сколько столы не скоблили, грязь все равно проникала глубоко в поры дерева, а выскобленный до дыр стол приходилось заменять новым. Не очень практично, правда?
На помощь приходит та самая «волшебная» скатерть или столешник и возникает сакрально-практический обычай покрывать стол тканью — покровом. В сознании человека прочно укореняется суеверие (суть — программа): стол, покрытый скатертью = чистый (в прямом и переносном смыслах) стол.
Если за столом собирались близкие, столешник можно было не расстилать — дескать, все свои и не от кого защищаться.
А вот к праздникам, даже в кругу своих, готовились тщательно: считалось, что в такие дни нечисть шла в разгул, посему трапезный стол покрывали не просто обыденным столешником, а праздничным — с обережной вышивкой.
Такой стол казался не просто нарядным, но и являлся символом достатка, процветания, благополучия и чистоты.
Так, суеверия обрели вполне практичный смысл, соединив в себе гигиеничность и эстетизм.
Теперь предлагаю вернуться к рабочему инструменту таролога — картам. Чаще всего мы раскладываем карты на столе: обеденном, письменном, журнальном или даже специальном (да, есть специальные столики для гаданий). И вполне логично, что рабочая поверхность, которая соприкасается с картами, должна быть чистой — это не только эстетично, но и продлевает срок эксплуатации карт, уберегая их от различных грязе-пылевых, жировых и прочих наслоений.
Современные столы можно поддерживать в чистоте и без использования скатертей, салфеток, но многие тарологи упорно продолжают стелить текстиль под карты. Почему?
Об эстетике и практичности мы сказали. А сейчас вкратце остановимся на суевериях — почему они до сих пор столь актуальны?
Своей живучестью суеверия обязаны коллективной памяти — макропсихическому феномену, который содержит представления (в том числе, мистические, мифологические), разделяемые членами больших социальных групп или рода. Коллективная память — это не только стержень ментальности или исторического сознания, но и инструмент, актуализирующий и конструирующий образ настоящего и будущего.
Иными словами, если бабка современного таролога стелила под карты текстиль (скатерть, отрез полотна или платок), да еще и отбоя от желающих заглянуть за завесу будущего не знала; или таролог прочел об этом в сто первом учебнике о Таро от авторов-гадателей в ...надцатом поколении, значит, это незыблемое правило. Нарушив которое, непременно получишь лживые, обидчивые и бастующие карты, а то и вовсе негатива «хапнешь»...
Подобные, условно живые, примеры, вступая в сложную «химическую» реакцию с фрагментами коллективной памяти, нередко превращают начинающего таролога в узника замка Магифрении; в лучшем случае — награждают его «костылями» в виде тех самых текстильных (или иных) приблуд, без которых такой горе-специалист уже не сможет войти в «сакральное пространство» (на языке здравого смысла — настроиться на работу), а карты из магического артефакта превратятся в банальный, да еще и лживый, картон...
К чему стремитесь вы? К магифрении? Или вы тот человек, который не утратил здравого смысла, а просто предпочитает эстетизм и работу за чистым столом? Человек, который постигает искусство Таро разумом и душой, без «текстильных костылей»?
Плохому танцору, сами знаете, что мешает...
© Море Тетис