Добрый день, уважаемые читатели! Хочу сегодня поговорить о той части ЕГЭ по русскому языку, которая проверяет знания по орфографии. Это задания с 9 по 15. А конкретно задание 10 -правописание приставок. Вроде бы нетрудное задание.Подумаешь, приставки.Что в них трудного? Но не тут -то было. Когда просишь детей назвать основные группы приставок, они смотрят удивлёнными глазами: "Какие-такие группы?" Но во всём ведь должен быть порядок. И в голове тоже! Да, это задание, действительно, непростое, ведь для того, чтобы выполнить это задание, нужно знать несколько орфограмм русского языка. Давайте их назовём.
Орфограмма №6. Правописание разделительного Ъ (5 класс).
Орфограмма №10. Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на...з и на ...с.( Проще "Неизменяемые приставки") (5 класс).
Орфограмма №11. Буквы ...з и...с на конце приставок. (5 класс).
Орфограмма №28. Буквы И и Ы после приставок. (6 класс).
Орфограмма №29. Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-. (6 класс).
То есть ученики должны вспомнить то, что были ими изучено 6-7 лет назад! Но ведь в 5-6 классах и объяснялось на уровне 5-6 классов. А ведь сколько подводных камней с приставками пре--при-! А ведь есть ещё и иноязычные приставки, которые дети совсем не знают!
Давайте рассмотрим задание 10.
Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1. пред..нфарктный, с..змала, меж..нтернатский (Буквы И и Ы после приставок)
2. пр..рываемый (собеседником), пр..щедрый, пр..школьный (Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ)
3. супер..яркий, всеоб..емлющий, пред..юбилейный (Правописание разделительного Ъ)
4. и..брал, ни..вергнуть, бе..полезный (Буквы ...з и...с на конце приставок)
5. поз..прошлый, доз...правка, пр..славянский (Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на...з и на ...с).
Давайте вспомним особенности этих правил.
Неизменяемые приставки (орфограмма №6).Они так называются, потому что их написание не зависит от произношения. Это такие приставки, как ДО-, ПО-, ПРО-, НА-, НАД-, ЗА-, ПОД-, ОТ-, ПРЕД-, В-, ВО-, ПЕРЕ-, НАДО-, ПОДО. И сюда же относится приставка С(СО)-она самая коварная!( Например, наДрезать, оТбросить, Сделать). Также надо запомнить такие слова здесь, здоровье, здание, ни зги и все их формы: здешний, здравница.Здесь приставок нет!!!
Приставки на...з -...с (орфограмма №11). Это приставки РАЗ-РАС, БЕЗ-БЕС, ВОЗ-ВОС, ИЗ-ИС,ВЗ-ВС,НИЗ-НИС,ЧЕРЕЗ-ЧЕРЕС, ЧРЕС-ЧРЕЗ. Написание этих приставок зависит от последующего звука Перед глухим звуком пишу С, перед звонким -З.(Например, раСписание-раЗвиваться). Наверное, здесь уместно вспомнить парные согласные по звонкости-глухости.Это Б-П,В-Ф,Д-Т,Ж-Ш,З-С,Г-К. Первые в паре -звонкие, вторые -глухие. Также звонкими у нас являются Р, Л, М ,Н.
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- (орфограмма №29). Написание этих приставок зависит от лексического значения. Приставка ПРЕ- равна приставке ПЕРЕ-(прЕграда-перегородка)или близка к слову ОЧЕНЬ(прЕстранный). Приставка ПРИ имеет значение приближения(прИехать), присоединения(прИклеить),неполного действия(прИоткрыть) и близость к объекту(прИбрежный).
Но многие слова, имеющие приставки пре-при, пришли из других языков.Например, прЕзидент, прЕмировать, прИвилегия, прИватный. В этих словах невозможно выделить приставки пре-при.Они уже стали словарными , их надо УЧИТЬ! Таких слов достаточно много! Также есть омонимичные слова, то есть произносятся они одинаково ,но пишутся по-разному. Например, прЕзирать(ненавидеть)-прИзирать(дать заботу); прЕдать(выдать кого-то) - прИдать(добавить к чему-то). И эти случаи обязательно следует разбирать.
Правописание разделительного Ъ (орфограмма №6). Разделительный твёрдый знак пишется после русскоязычных приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я (разЪярённый,сверхЪестественный), а также в заимствованных словах после приставок перед Е,Ё,Ю,Я СУБ-,ТРАНС-,ИНТЕР-, КОНТР-,ИН-, ДИЗ-, АД-,АБ-, КОН-, ПАН- (трансЪевропейский, инЪекция, адЪютант).
Ловушки -слова вьёт, шьёт!!! Это глаголы, окончание -ЁТ, поэтому в -не приставка, а корень.Писать надо разделительный Ь.
Также Ъ пишется ,если сложные слова начинаются на двух-,трёх-, четырёх-(двухЪязычный) . Ловушка -трёхэтажный(здесь не надо писать ъ, так как нет Е, Ё Ю,Я)!
Буквы И -Ы приставок (орфограмма №28).(Не путать с орфограммой Буквы И-Ы после Ц !). Я объясняю так:
Если корень слова начинался на гласную И, то при добавлении русскоязычных приставок И меняется на Ы. Например, играть -подЫграть, известный -безЫзвестный). Не будет происходить изменений, если есть:
- приставки СВЕРХ и МЕЖ (сверхинтересный, межинститутский);
- в сложносокращённых словах (пединститут - пед-это не приставка, а часть слова педагогический);
- иноязычные приставки ДЕЗ-,КОНТР-,СУПЕР-,ТРАНС,-ПАН-,ПОСТ( дезинсекция, суперинтересный, трансиорданский).
- ВНИМАНИЕ! Не путать этот пункт с предыдущей орфограммой, там иностранные приставки "работают" наравне с русскоязычными перед Е,Ё,Ю,Я. А вот на правописание И-Ы они не влияют !
- А теперь вернёмся к заданию, которое было выше. Вставим буквы.
- Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1. предЫнфарктный, сЫзмала, межИнтернатский (Буквы И и Ы после приставок)
2. прЕрываемый (собеседником), прЕщедрый, прИшкольный (Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ)
3. суперЪяркий, всеобЪемлющий, предЪюбилейный (Правописание разделительного Ъ)
4. иЗбрал, ниЗвергнуть, беСполезный (Буквы ...з и...с на конце приставок)
5. позАпрошлый, дозАправка, прАславянский (Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на...з и на ...с).
Таки образом, ответ 35.
Надеюсь, что помогла разобраться вам в задании 10. Пишите в комментариях. Очень жду ваших вопросов, советов!!! Всего доброго!!!