Найти в Дзене

От гаража до психбольницы. История ТОП-КНИГИ. Глава 1. Первый год "Тессы"

Полное оглавление

Итак, я летал с друзьями в Москву, привозил книжки, продавал их на ДК Чкалова и на точке на Морском проспекте, и однажды летом 1992 года ко мне на велосипеде подъехал Гера Лямин и предложил объединить усилия.

Я стал интересоваться, сколько я буду зарабатывать денег при объединении. Гера стал мне рассказывать о том, как они делят деньги (что-то типа трудочасов, причем часы разной по специализации работы и оплачиваются по разному). Я удивился, ничего не понял, попросил примерно прикинуть, сколько это может быть, и увидел, что у меня сейчас выходит раза в полтора больше. Поэтому отказался, но мы все равно договорились о начале сотрудничества - Гера давал мне на реализацию на мою точку книги, которых у меня не было. Меня это вполне устраивало, всё равно весь ассортимент я на себе не привезу.

А осенью, когда я в очередной раз пришел к Гере домой за книжками (весь склад пока был у них с Таней в квартире), он снова предложил мне объединиться. Мои личные доходы с тех пор подросли, но подросли и у его команды, и я подумал, что это уже почти готовая организация с разделением труда, доставкой вагонами, человеком в Москве, автомобилем, и не очевидно, что у меня одного все это появится в ближайшие месяцы. Посчитал, что при текущих темпах роста я потеряю в доходах только первые полгода и не очень сильно, а потом сработает эффект масштаба. Так в общем и получилось.

Если мы будет говорить о том, кто же в итоге стоял у истоков компании (а компания, то есть юрлицо появилась тоже где-то на рубеже 1992 и 1993 года), то таких человек было восемь, но в лодке поплыли пятеро. Вот как это произошло.

Первым нашу команду покинул Шурик Цыбизов. У него были какие-то постоянные переругивания с Герой, Гера считал (с подачи Тани, которая вела учет), что Шурик постоянно путается с денежными отчетами после своих поездок в Москву, у него постоянно возникали то недосдачи, то пересдачи. В общем, некоторые проблемы с арифметикой там, наверное, были, но не в силу злого умысла, а потому что был путаник. Если я с ним летал, то старался сам делать отчет или хотя бы отделить "его" деньги на закуп книжек от "своих".

Шурик ушел и через очень короткое время снова всплыл на книжном рынке. Он стал работать в известной академовской компании "Нонолет" и хотел стать эксклюзивным представителем журнала "Burda" в регионе. Мы с ним поконкурировали. и в итоге через какое-то время он ушел с книжных радаров.

А потом среди всех остальных произошла первая небольшая разборка. Считать доходы по трудочасам было уже немного странно, тем более, что стали открывать настоящее юрлицо - АОЗТ "Тесса" (названное по имени героини романа Чейза), и надо было договориться о распределении долей в компании, причем даже скорее не в АОЗТ "Тесса" (мало ли что будет с ней дальше, и сколько ещё этих АОЗТ у нас может быть), а среди нашего коллектива по понятиям. Мы собрались (нас должно было быть 7, но, скорее всего, Костя был в Москве) и Гера сразу сказал, что обязательное условие: у него с Таней совместно должно быть более 50%, потому что по всем расчетам основной вклад в компанию - их.

Народ начал шуметь и возмущаться. В итоге два человека - Сергей Денисенко и Костя Ярощук - хлопнули дверью и ушли. Я сидел достаточно тихо и не принимал активного участия в дебатах. Во-первых, вклад Геры с Таней я действительно оценивал в половину дела. Во-вторых, чем больше народа уйдет, тем больше останется тем, кто не ушел. В-третьих, я здесь был самый младший и единственный человек вообще со стороны - не родственник, не друг, не знакомый, а просто Миша Трифонов.

В итоге нас по факту осталось пятеро. Гера с Таней взяли себе 52% (точнее, Гера - 48%, а Таня со словами "я только помогаю" - 4%). Брат Тани Аркадий получил 24%, а второй (отсутствующий) брат Костя и я - по 12%. Так мы и жили примерно до 2005 года. То есть, у нас были разные юрлица, там учредителями могли быть разные сотрудники (Люба Касьянова, Ира Литвин, Миша Мамонтов), в 1995 году мы организовали ООО ТОП-КНИГА, где учредителями были мы с Герой по 50%, но всю реальную прибыль группы компаний за год мы делили соответственно тем долям, о которых договорились осенью 1992 года.

Таким образом, источников дохода у каждого было три: зарплата (вообще не помню, что это и как начислялось), доля прибыли по итогам года и дивиденды на вложенный капитал. В последнем случае было так: у каждого на входе в команду была некая сумма денег, которую он внёс, на эти деньги мы начисляли себе проценты (выше инфляции, естественно). С этого вклада можно было снимать деньги по своему желанию, а можно было особо не снимать, если не было сильно нужно. Скажем, я тратил денег на себя не особенно много, главное, чтобы на семью и книжки хватало, ну и взносы за новую строящуюся квартиру вносить. Аркадий тратил намного больше (его жена Галя всегда была очень активной - собственно говоря, именно она и создавала наше первое юрлицо и была генеральным директором, а Гера был коммерческим), Таня по понятной причине не тратила из вклада вообще. Доля прибыли по итогам года тоже обычно сразу передавалась на вклад, чтобы на нее шли проценты следующий год.

С одной стороны, при таком понятийном распределении долей под компанией всегда заложена бомба, которая в итоге и рванула в 2007/2008, но, с другой стороны, на таких условиях мы прожили вместе очень много лет без каких-либо изменений и конфликтов. Регулярно мы начинали думать на тему "а если кого-то убьют, то что с его долей?", "а если развод?", "а что будут наследовать дети?", но никакого решения по факту не принимали. Таня периодически говорила, что "мы живем по законам английского товарищества", но ни одного документа, подписанного английской королевой (или хотя бы эсквайром), у нас не было, а российские ООО подчиняются российским законам.

Ну а пока жизнь и работа в АОЗТ Тесса приходила по стандартному расписанию. 1 или 2 раза в неделю кто-то летает в Москву, где закупает книги, а Костя их успешно отправляет. Книги приходят на склад, мы их принимаем и разносим по полочкам или по большим стопкам. По субботам (или воскресеньям? мне кажется, что по субботам) у нас оптовая ярмарка на ДК Чкалова. Готовимся мы к ней весь предыдущий день - приходит куча народа (наши продавцы на один день), Гера до 12 часов делает распределение содержимого склада по точкам на ДКЧ, потом начинаем загрузку больших машин. По краям кладутся пачки, которыми будем торговать именно с этой машины, по центру разделяем кучки, которые надо будет сгрузить с машины и разнести по "безмашинным" точкам. Всего у нас на ДКЧ было сначала примерно 6 точек (МАЗ, Урал, ГАЗ, Плита, Козырек и внутренняя), потом их количество стало расти, точки специализировались на своей тематике, к началу 1996 года их было уже штук 20, пока нас не попросили с рынка (это отдельная история). Фактически первый год мы увозили на ДКЧ большую часть склада.

К вечеру пятницы все погрузили, идет домой спать. Часа в 3 ночи выезжаем на ДКЧ, приезжаем, начинаем разгружаться и разноситься. Вокруг все тоже разгружаются, появляются первые иногородние оптовики, спрашивают, какие новинки привезли. Официальная торговля начинается в 6 утра, в 8 утра иногородние клиенты уже отъезжают, после 9 утра начинает приходить розница или мелкие местные клиенты. Заканчивалось все это, кажется, в 12 часов дня. Потом надо было сдать выручку Аркадию, загрузить все непроданное обратно в машины, машины ехали на склад, и потом все это дело надо было обратно разгружать и разносить, я уже не помню, когда мы это делали - сразу или уже в воскресенье.

Когда я не летал в Москву, не торговал на ДКЧ и не принимал вагоны с книжками, я собирал (немногочисленных сначала) клиентов и наши точки в городе. В городе у нас были три розничные точки, в ЦУМе, в ГУМе и в какой-то "Галактике" (не помню, что это такое). Собственно, в ЦУМе и в ГУМе были не совсем наши точки, там был хозяин некто Леша Гагарин (не знаю, фамилия это или прозвище), но мы полностью наполняли эти точки ассортиментом и делили деньги между собой. В ЦУМе была совершенно матерая продавщица, которая делала с достаточно маленькой торговой площади огромный оборот, зная кучу клиентов и определяя с первого взгляда, что человек хочет купить. Развоз мы делали вдвоем с Толей Дудиным, это было несложно, сначала собрать набор со склада на точку (его делали Гера или Таня), потом погрузить в легковую машину, поехать, разгрузить на телеги и довезти телеги на лифте до точки.

Под словом "склад" летом 1992 года понималась Герина квартира, но потом уже был снят гараж, потом еще один гараж, потом, кажется, третий. А в 1993 году мы арендовали склад у Института математики. Он сначала нам показался очень большим и просторным (и, главное, зачем такой склад математикам? что там хранить? мел?), но потом мы его очень быстро заполнили книжками и стеллажами, и еще рядом выстроили дополнительный холодный склад квадратов на 100-200.

В 1993 году мы стали уже активнее набирать персонал, как раз в числе первых были Люба Касьянова (она была поактивнее, мы ее поставили на общение с клиентами), Люба Врацких (она была потише, стала руководить расчетной группой) и Лена Гневкина (на телефон).

Кроме них, хотелось бы упомянуть еще ряд человек, работавших в нашей компании с очень далеких времен. Это Миша Кононов (который начинал еще со мной), Дима Халманский (кажется, он сначала сразу ушел, но через сколько-то лет вернулся, и надолго), Коля Печерских (сейчас сеть "Фэмили", большой человек), упомянутый выше Толя Дудин и его жена Людмила, Сергей и Людмила Бойко, водители: Юра Демьяненко ("МАЗ"), Валера Геворкян ("Урал"), Саша Стенин ("ГАЗ"), его жена Валя, супруги Филипповы (уехавшие потом в Канаду), Ольга Васёкина (первый реальный главбух, сейчас живёт в Великобритании), Сергей Козин, Маша Головачёва, Лариса Глушкова, Катя Кайдалова, братья Шура и Сергей Теленковы, еще один водитель Володя Дзюба - я плохо уже помню, кто в каком году к нам пришел, но это было сильно давно. Валя Трухачева была начальником того самого склада Института Математики, и сначала она нас немного шпыняла, а потом институт ее сократил, и она пошла работать к нам на тот же склад, да и очень хорошо стала работать. Еще был такой веселый Коля Гаврилов, год назад я контактировал с его женой, которая была директором продовольственного магазина, я ей продавал "Цыгана", а она мне платила водкой по обменному курсу. Наверняка я забыл какое-то количество человек. В Москве, кроме Кости, еще был Женя, родственник Любы (жены Кости), и еще на Олимпийском была девушка Наташа (?), которая зашивала наши мешки с книгами, и еще наш большой грузчик Саня Пушкин, к сожалению, умерший рано и скоропостижно.

Здесь уже, конечно, не первый год жизни компании, а второй-третий-четвертый, поэтому пора переходить к следующим главам.