Найти тему
Татьяна Иванова

Любимый муж Татьяны Лариной

Это пост — спор с теми, кто считает, что Татьяна Ларина мужа всего лишь уважала, но не любила.

Любовь — многозначное слово. Но «нелюбовь» тоже имеет нюансы в значении. Что такое нелюбовь? Ненависть? Или отсутствие любви, то есть равнодушие? Могла ли Татьяна испытывать какую-либо неприязнь к мужу? Нет. Могла ли она быть к нему сердечно холодна? Разберёмся.

Генерал — герой войны 1812 года, статный, знатный, богатый, никак не старше 35 лет. Этот замечательный перечень достоинств потенциального жениха для Татьяны, в отличие от многих современных ей барышень — не преимущество. Но если прибавить к этому списку ум, наблюдательность, душевность, истинное благородство — то получается весьма привлекательная личность.

Перечитаем последние строфы VII главы романа, те, что рассказывают о судьбоносной встрече.

Шум, хохот, беготня, поклоны, Галоп, мазурка, вальс... Меж тем, Между двух теток у колонны, Не замечаема никем,Татьяна смотрит и не видит, Волненье света ненавидит; Ей душно здесь... она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок, Где льется светлый ручеек, К своим цветам, к своим романам ...
Так мысль ее далече бродит: Забыт и свет и шумный бал,А глаз меж тем с нее не сводит Какой-то важный генерал.Друг другу тетушки мигнули И локтем Таню враз толкнули, И каждая шепнула ей: — Взгляни налево поскорей.— «Налево? где? что там такое?» — Ну, чтобы ни было, гляди… В той кучке, видишь? впереди, Там, где еще в мундирах двое… Вот отошел… вот боком стал…— «Кто? толстый этот генерал?»
Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою... (запомним эти две строчки)

Пушкин не сочинял сказочку. Его Татьяна выскочила замуж не по законам жанра, а по законам жизни. Скупые строки «а глаз меж тем с неё не сводит какой-то важный генерал» характеризуют самого генерала быстро, точно, полно. Это надо умудриться в суетливой и пёстрой толкотне среди сотен лиц разглядеть ту, которая попала сюда словно по ошибке, увидеть не фасад, а человеческое наполнение, суть. Это сродни волшебству. Ведь Татьяна, как не раз подчёркивал Пушкин, не способна поразить ничей взгляд внешней привлекательностью. «Ни красотой сестры своей, ни прелестью её румяной не привлекла б она очей». Пушкин освободил свою героиню от пут красоты. Но в том-то и дело, что и без чарующей красоты Татьяна привлекает — и ещё как. Скучающий, но проницательный Онегин за один вечер в молчаливой скромнице разглядел поэтическую душу, нечто достойное внимания, многообещающее. Хоть ему лично не было до этого никакой нужды. Но ведь оценил, прочитал, почувствовал. Правда, и сравнивал-то всего из двух барышень, и провёл в гостях время, а не мгновение. И Татьяна сама была тогда открыта, её душа непроизвольно вся обращалась к нему, бессознательно считывала его.

С генералом же всё по-другому. У него не было возможности как у Вяземского, «подсесть», поговорить — понять и оценить. В его душе возник трепетный отклик уже при первом взгляде — издалека, среди мельканья сотен других лиц. И Татьяна в тот момент была скучна, уныла, как будто обречённо отбывая заданный ей урок: «Татьяна смотрит и не видит, волненье света ненавидит; ей душно здесь...» А генерал не отводит глаз, продолжает смотреть дальше и видит уже нечто другое — не унылую скуку, а уникальную внутреннюю личную наполненность: «Так мысль ее далече бродит: Забыт и свет и шумный бал...»

Умница — а не генерал! Это первое. И второе.

Помните, Татьяна читала книги в кабинете Онегина, в которых изображён современный человек «с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом»? Тогда её посетит озарение, что Онегин — как раз из таких. А ведь сватать её будет, напротив, тот, у кого ум не озлоблен и действия не пустые.

Без всякого сомнения, генерал достоин любви Татьяны. Но как бы ни были прекрасны его человеческие качества — они всего лишь условие, но не гарантия любви к нему.

Из чего же в романе следует, что любовь всё-таки состоялась?

Из восьмой главы. Давайте поразмыслим, какими причинами можно объяснить превращение порывистой, смятенной девочки — «мечтательницы нежной» — в полную достоинства, уверенную в себе женщину, излучающую непоколебимое душевное спокойствие? Прошло-то всего от силы года три.

Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла! Как утеснительного сана Приемы скоро приняла!

Словами про «роль», про «утеснительный сан», глядя на Татьяну в конкретный момент времени, думает Онегин — не автор. Дальше в этой строфе героя озадачит саднящее его душу противоречие: «И он ей сердце волновал!»

Так что же случилось с Татьяной? Почему от неё распространяется удивительная, волшебная, редкостная по силе воздействия аура?

К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале, и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал.

Вы лишь представьте: как только она переступила порог, «по зале шёпот пробежал». А? Каково? И это несмотря на то, что Пушкин по-прежнему упоминает об отсутствии формальной красоты Татьяны: «Никто б не мог её прекрасной назвать...». То есть ни бриллианты, ни дорогие наряды, ни лучшие столичные парикмахеры не изменили её внешнего облика в лучшую сторону. А зачем, собственно?

А теперь попробуйте убедить меня в том, что её волшебное воздействие на людей происходит лишь потому, что Татьяна а) настоящая, глубокая личность, б) она уважает и ценит мужа, в) выполняет свой христианский и человеческий долг... и т.д. и т.п.. Да, да! Всё так. Но именно так стала бы вести себя Марья Кириловна Верейская, юная героиня «Дубровского». Она так же честно выполняла бы свой христианский долг, так же задирал бы плечи старик Верейский, а бедной Маше уж точно пришлось бы играть «свою роль» и примерять «утеснительный сан». (Татьяна ничего не играет!) И несмотря на ослепительную Машину красоту, никогда бы не исходило от неё той безусловно располагающей к себе, тёплой человеческой ауры, которая так оглушила Онегина впечатлением, производимым Татьяной на всех.

Я понимаю, сравнение поведения Татьяны и Маши Верейской не вполне корректно, потому что генерал не чета старому князю, последний — безнравственный потаскун, не достойный истинного уважения.

Но лично я уверена (хотя это можно и оспорить), что глубокого уважения к достойному мужу всё-таки недостаточно, чтобы женщина излучала мягкий свет «беспечной прелести», как любуясь ею, пишет автор.

А что же видит Онегин? Вот он мрачный сидит перед Татьяной у неё в гостиной. Они одни.

Слова нейдут
Из уст Онегина. Угрюмый,
Неловкий, он едва-едва
Ей отвечает. Голова
Его полна упрямой думой.
Упрямо смотрит он: она
Сидит ПОКОЙНА И ВОЛЬНА.

Покойна и вольна! Разве Татьяна притворяется? Разве она всего лишь демонстрирует специально для Онегина свою свободу, спокойствие и внутреннюю раскрепощённость? Нет! Она такая! И в этом она кардинально изменилась по сравнению со своим ДЕВИЧЕСТВОМ. Что же заставило её так поменяться? Осознание собственной значимости как жены достойного человека? А без мужа, выходит, не было этого самоуважения? Ну уж Татьяна не из таких. Богатство, знатность? Смешно. Необходимость играть роль? Это не про Татьяну. Так что же тогда?

А что? Если не любовь?

Татьяна живёт полной жизнью с внутренней гармонией. Для неё мысль и чувство, воля и поступок — едины. Она целостна и целомудренна. Такой она была всегда. И девочкой, и женщиной. В восьмой главе она покойна и вольна и в гостиной перед Онегиным и вообще в жизни перед всеми. Раньше она такой не была. Да почему? Да потому что генерал не только умный, душевный, благородный человек, а потому, что он её любящий муж! Она с ним вообще-то спит!!! — она «отдана». Она поэтому такая и стала в замужестве, что у неё с мужем по всем фронтам всё прекрасно. Перед нами молодая женщина, которая потому так проста, обаятельна и раскрепощена, что она испытывает полное удовлетворение от жизни, а не мужественно выполняет свой долг как стойкий оловянный солдатик. Иначе это была бы не та Татьяна, которую так победительно мощно изобразил Пушкин в заключительной главе.

Ну и последнее на сегодня. Вспомним слова Пушкина, радостно им произнесённые в завершении первой встречи будущих супругов:

Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою

Мог ли он, характеризуя ситуацию, назвать победой замужество любимой героини, в котором будет отсутствовать главная составляющая — любовь самой Татьяны? Это по Пушкину победа?

Я знаю, что мои рассуждения входят в некоторое противоречие с прощальной речью Татьяны, адресованной Онегину. Разъяснения потянут ещё на одну статью. Как-нибудь в другой раз.

Спасибо, что дочитали! Если статья понравилась, ставьте лайк, подписывайтесь на канал, высказывайте своё мнение. Я буду очень рада!