Есть такие актеры, которые как только появляются в первой роли, сразу берут за сердце зрителя и не отпускают потом всю жизнь. Таким был Армен Джигарханян. Он играл главаря «Черной кошки» в легендарном «Месте встречи» — и все боялись, играл симпатичного слугу-афериста в «Собаке на сене» — и все смеялись до слез, и сочувствовали мультяшному волку из «Жил-был пес».
Диапазон звучания этого таланта огромен, творческая биография уникальна, а актерская харизма — ярчайшая. Сотни ролей в театре и в кино — ни одной, что называется, проходной. Даже эпизоды Армен Борисович исполнял с неповторимой, только ему присущей интонацией. И сегодня его жизненная звезда закатилась, но из сердец людей его по-прежнему не отпускают.
Коротко не расскажешь, как играть, чтобы зрители плакали и смеялись.
«Вот он приходит, и градус на съемочной площадке поднимается. Все мог сыграть, все мог сделать блестяще. Работать с ним было одно счастье. Договариваться с ним было фантастически легко», — вспоминает Народный артист РСФСР, художественный руководитель Московского театра Et Cetera Александр Калягин.
Героям Армена Джигарханяна безоговорочно верили. Притом как белому офицеру, так и бандитскому главарю.
«Все, кто хоть раз посмотрел фильм с участием Армена Борисовича или спектакль, уже не смог этого забыть, потому что он великий мастер, выдающийся артист и замечательный человек», — говорит Народный артист РФ Дмитрий Харатьян.
«Во всех своих ролях он был невероятно разный. Ему были подвластны разные жанры. Он мог играть людей с разными характерами, от какого-то уголовного авторитета до героя-любовника или комедийного персонажа», — отмечает актриса, телеведущая Татьяна Веденеева.
Его самая первая роль — 55 лет назад. Физик в драме о годах Великой Отечественной. «Здравствуй, это я».
С 1965 года в карьере Армена Джигарханяна рекордные не только для России, но и мира 250 с лишним экранных ролей. По этому поводу Валентин Гафт иронизировал: «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян».
В детстве любовь к сцене ему прививала мать. Но когда пришло время поступать в вуз, в ГИТИС не взяли из-за кавказского акцента. Джигарханян тогда нашел силы не похоронить мечту. И вот спустя почти 70 лет артиста узнают по одному голосу, с тем самым акцентом.
Испытание в зрелости — гибель единственной дочери. Армен Джигарханян поседел, но горем никогда не делился. Свою нерастраченную любовь он дарил артистам собственного театра. Первую труппу Армен Джигарханян собрал в 90-е из выпускников своего курса во ВГИК.
Разумеется, и сам Армен Джигарханян был любим. Сегодня, кажется, Джигархян жил под стать своей армянской фамилии.
«На востоке так говорят «джигяро» — это значит человек душевный», — рассказывал сам артист.
Армен Джигарханян умел видеть удивительное в обыкновенном: «У меня был кот мой, Фил, — я, не стесняясь, говорю, — я актерскому делу учился у него».
Армен Джигарханян с незапамятных времен болел за «Спартак» — находил общее у актеров и футболистов: «Страсть, страсть. Потому что, я думаю, это самое главное и, может быть, самое трудное».
Страсть его не покидала и в старости. Как искренность и неуловимое обаяние, за которые Армена Джигарханяна так ценили зрители.
«Знаете, мы боимся быть счастливыми. Не надо бояться. Надо быть счастливым. Я хочу, чтобы вы были счастливы, я вас крепко обнимаю и дай вам Бог…».
Огромная утрата для отечественной культуры. Свои соболезнования выразил Владимир Путин. Сегодня скорбят миллионы поклонников большого артиста. Похоронят Армена Джигарханяна на Ваганьковском кладбище 17 ноября рядом с могилой дочери