Почему режиссёр Алексей Учитель назвал свой фильм "Цой"? Мог бы назвать "Карабас-Барабас", например, или "Мальчик-с-пальчик". Разницы никакой, потому что в качестве действующего лица там нет ни Цоя, ни Карабаса-Барабаса, ни, прости Господи, Мальчика-с-пальчика. И посвящение в конце этого фильма великому человеку, легенде русского рока кажется просто кощунственным. Зрители, привлеченные названием, идут на этот фильм узнать новые подробности жизни своего кумира, увидеть его на экране, обсудить со знакомыми, насколько актёр похож внешне не оригинал. Но ничего из перечисленного зрителю не удастся, он даже не увидит Цоя, за исключением первых и последних минут фильма, где использован монтаж архивных кадров и собственно фильма Учителя. Зато увидит непонятных людей, два часа экранного времени везущих гроб рокера из морга в Латвии в Ленинград для похорон. Зритель смутно предполагает, что это должны быть первая жена Виктора Марианна, вторая - Наталья, маленький сын Александр. Но режиссёр, заранее понимая, что крупно накосячил и что к нему будут большие претензии от родственников, назвал их Мариной, Полиной и Женей. Отец и сын Виктора Цоя написали уже жалобу на это фильм Самому Президенту, но опаньки, имена-то другие, какие могут быть предъявы...Похоже, Учитель содержит штат юристов, чтобы оправдывать свои творческие фантазии... Кто ещё три персонажа из близкого окружения, сопровождающие синий гроб покойного, вообще зрителю непонятно. Но симпатии не вызывают ни рокер-алкаш Рика, ни полубезумная фотограф Вика, ни таинственный продюсер Райзен (намёк на продюсера "Ласкового мая"Разина?). Вика постоянно хочет самоубиться от любви к Цою, идёт топиться то одна, то с гробом, пытаясь погрузить его в воду вместе с автобусом, наконец успокаивается после секса с его водителем. Кстати, именно шофёр автобуса - главное действующее лицо этой странного фильма. Ничем не примечательный реальный водила злополучного "Икаруса", сбившего Цоя, Янис Фибигс превращён Учителем в секс-звезду, которого все хотят. Внешность ни реального Яниса, ни киношного Павла Шелеста в исполнении мужиковатого Евгения Цыганова не тянет на эту заявку. Водила в этом странном фильме почему-то везет гроб покойного к месту захоронения в не менее странном автобусе. Не катафалке, не в другом специализированном транспорте, а в доисторическом проржавевшем "пазике", как будто восставшем с самого древнего автомобильного кладбища. 69-летний режиссёр достаточно взрослый человек, чтобы помнить, что в 1990 году, когда погиб Цой, таких машин, а тем более в таком состоянии, уже не было. Янис Фибигс ездил уже на современном "Икарусе". Но Алексей Учитель "так видит" и вызывает раздражение у не тупых зрителей. Ещё он "видит" кеды на ногах у женщин 90-х, которые бы просто посмеялись в те годы над этой физкультурной обувью.
И наконец, о достоинствах фильма. Вернее, единственном достоинстве: его не скучно смотреть. Живенько, динамично и диковато. Зритель всё в время в напряжении: что ещё "психического" покажет алапажный автор, бегущий впереди Голливуда. Кстати, может быть фильм "Цой" лучше назвать "Фантазии Учителя"?