Здравствуйте, товарищи! В эфире передача «фарцовщик», и я ее ведущий Владислав Воложаев! На этом канале я буду рассказывать обо всём интересном, что было до наступления 2000 года. Это волшебное время, когда деревья были выше, трава зеленее и каждый предмет был прекрасен и по-настоящему необходим.
Начнем наш цикл программу, как водится в образцовых образовательных учреждениях, от простого к сложному. А что может быть проще, чем механическое воспроизведение звука при помощи стальной иглы и куска пластмассы. Пластмасса не простая, в ней поливинилхлорид и шеллак, а еще на ней нарезаны дорожки, по которым бегает иголочка.
Что же придумал инженер? Идея диска пришла к нему не сразу. Сперва в его светлой голове возник образ… барабана. Светлая голова принадлежала небезызвестному Томасу Эдисону, как, впрочем, и остальные части его тела. Конечно историки упрекнут меня в том, что первым такой принцип звукозаписи претворил в жизнь француз Шарль Кро, однако именно Эдисону принадлежит патент на фонограф. Как известно, кто первый успел получить патент, того и представили к государственной премии.
Итак, барабан крутится, игла весело бежит по дорожке и из медного рупора доносятся, к слову сказать, звуки довольно паршивого качества. Ну что ж, на дворе 1877 год и выбирать особенно не приходится, принимая во внимание высокие гонорары музыкантов, играющих вживую. А пока вы в поте лица тяните лямку на одной из Германских мануфактур, Эмиль Берлинер заперся у себя в мастерской и придумывает вот что.
Светлая голова инженера в очередной раз выдумала колесо!
Берлинер запатентовал граммофон. А еще он запатентовал рекордер. Рекордер записывал матрицы, с помощью которых тиражировались грампластинки, а граммофон их воспроизводил. Картинка складывается: рядовому слушателю незачем иметь устройство для записи – отдадим это занятие на откуп профессионалам, а сами просто будем слушать музыку.
Патефон – это вам не граммофон, и даже не фонограф. Все дело в том, что когда наша иголочка весело бежит по дорожке и от радости вибрирует, издавая звук – мы этого почти не слышим. Блестящее принципиальное устройство. Спасибо товарищу Берлинеру, за наше счастливое детство!
А что же патефон? С граммофоном нам все понятно (граммо – запись, фон – звук на языке товарища Аристотеля), а кто же или что же такое «патэ»? Не будут томить любознательного зрителя и скажу, что французская киностудия братьев Патэ стала первой поставлять компактные граммофоны в царскую Россию, а затем и в РСФСР. Так говорящая машина получила свое название в великом и могучем.
В распоряжении программы «Фарцовщик» имеется патефон МГ-3 производства Артели «Граммофон» Ленинград.
Обратим внимание на принципиальное устройство патефона: в компактном деревянном корпусе расположена ниша с пружиной и разъем для ручки завода. Вся механическая начинка скрыта за деревянной панелью: мы видим шурупы, но не будем их откручивать – кто знает, в каком состоянии механизм. Для зрителей-энтузиастов расскажу анекдот: Сын инженера пришел к отцу и спросила кроха: почему солнце встает на востоке и заходит на западе? Отец с подозрением переспрашивает: это ежедневное явление природы? Сын кивает. Стороны света при этом не меняются? Сын отрицательно качает головой. Запомни сынок, говорит отец: ЕСЛИ РАБОТАЕТ – НЕ ТРОГАЙ!
Шутки в сторону, товарищи, у нас еще много работы. Ось на пружине, диск на оси, пластинка на диске, игла на пластинке. В головку с мембраной (диафрагмой) вкручена игла. Игла вибрирует, весело бегая по дорожке, вибрирует и мембрана. Звук усиливается, проходя по раструбу и доносится усиленный в стократ из недр чудесного аппарата. Для остановки используется стопор: н прижимается фетровой подушечкой к диску и останавливает его. Для регулировки скорости имеется рычаг. Для автоматического выключения также есть рычаг: когда пластинка заканчивается, ось упирается в стопор и диск перестает крутиться.
Важные тезисы и эксплуатационные особенности:
Чем острее игла тем чище звук.
Механизм не вечен, его надо смазывать. Этот образчик использовался умеренно, но никто не гарантирует высокий износ при отсутствии смазки. Слышите скрежет – сдавайте в ремонт.
При несоблюдении условий хранения и эксплуатации возможно образование коррозии.
Прибор относительно прочный, но все же не стоит его ронять.
Громкость звука на данном патефоне не регулируется. В непосредственной близости, особенно при изношенной игле, звук дребезжащий и с помехами. Все меняется, когда вы отходите на почтительное расстояние.
Поговорим о том, где достать подобный аппарат. Садитесь на трамвай и поезжайте к своим бабушке и дедушке. Для особо удачливых – к прабабушке и прадедушке. Обязательно купите по дороге что-нибудь к чаю. За чаем, расспросите их о жизни и здоровье и невзначай попросите изучить содержимое антресоли. Вы ищите прямоугольный ящик, обтянутый кожей молодого дермантина. Особой удачей, конечно, будет находка граммофона или фонографа, но, если ваш прадед не участник Великой Октябрьской Революции, я бы умерил свои аппетиты до патефона довоенного производства. Техническое состояние следует оценить на месте. Не следует бежать к мусорке в случае отсутствия части конструктивных элементов: помни, товарищ – почти все можно починить. Если вы не нашли на антресоли патефон, не расстраивайтесь. Возможно его переложили под шкаф.
Патефоны продают антикварные салоны. Будьте готовы к высоким ценам и высокому качеству. Приборы там по обыкновению заграничные, дефицитные, коллекционные. Ориентировочная стоимость от 20 тысяч современных рублей
Для менее искушенной публики имеется возможность приобрести патефон на толчке. Хихикающие останутся после уроков. Речь идет о блошиных рынках и барахолках, у нас культурно-образовательная передача. Мои бойкие коллеги по цеху представят вашему вниманию разнообразные модели почти на любой вкус и кошелек. Цены варьируются от 500 р. за сломанный аппарат и могут достигать 10 – 15 т.р. Можете не рассчитывать дефицитные модели. Скорее всего это будет аппарат, произведённый в СССР.
Товарищ! Не забудь проверить работоспособность устройства – благо оно механическое. Это твоя ответственность.
Почти аналогичные условия покупки ждут покупателей на частотах всемирной паутины на так называемых электронных барахолках. Обилие фотографий и информации в объявлениях позволят выбрать из большого ассортимента личных вещей. Но не забывайте проверять свои покупки.
Касательно пластинок. Их среда обитания обычно совпадает со средой обитания патефонов. Иными словами – где патефон, там и пластинки. Если душа требует чего-то особенного, ищите магазины виниловых пластинок в своём городе. Имейте ввиду, что для патефона подходят только поливинилхлоридные с шеллаком на 78 оборотов. На пластинке записаны 2 композиции: по одной на каждой стороне. Виниловые пластинки на 45 и 33 оборота патефон испортит безвозвратно: они произведены из другого материала и дорожки меньше. Патефонная игла в них просто не поместится и будет постоянно съезжать в конец записи.
Как использовать патефон вы решите сами. Для меня и моих друзей это особый шарм в будничный вечер в кругу близких.
Как принято на данной платформе говорить или писать: подписывайтесь на канал, делитесь впечатлениями. Спасибо за внимание.