Моя любовь к "Авиатору" и его автору Евгению Водолазкину началась в апреле 2015 года, когда на Тотальном диктанте мы писали отрывок из тогда ещё не опубликованного романа. Это произведение стало первым из пришедших на ум, когда я стала размышлять над предложенными тематическими направлениями. Особенно над последним - Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.
Как я поняла, по задумке разработчиков, при работе с этим направлением мы должны использовать произведения современных писателей о современной молодёжи. Роман "Авиатор" идеально ложится на это направление, потому что написан в 21 веке (куда уж современнее) и потому что главный герой благодаря интересному сюжетному ходу (не буду раскрывать всех тайн, дабы не отбить охоту прочитать произведение) получает возможность побыть представителем сразу двух поколений. Иннокентий Платонов, детство и юность которого пришлись на начало 20 века, вдруг просыпается на больничной койке в 1999 году. Причём просыпается не дряхлым стариком, а вполне себе интересным мужчиной в полном расцвете сил. Он, находясь между прошлым и будущим, воспринимает современное поколение отстранённо и критически, потому что ощущает себя чужим в новом для него времени (“Не нонешнего века человек”):
Из дневника Платонова: "У них своя жизнь, своя манера говорить, двигаться, думать. Они ценят другие вещи. И не то чтобы их вещи были хуже или лучше моих, просто они – другие. К тем, кто живет сейчас, я пришел, как человек с другого континента, может быть, даже – с другой планеты. Они интересуются мной, рассматривают, как музейный экспонат, но своим не считают".
Представительницей современной молодёжи в романе является Настя - возлюбленная Платонова. Она активна, неглупа, самодостаточна, уверенна в себе, в какой-то степени расчётлива (даже слишком расчётлива, по мнению доктора Гейгера). Ей присуща деловая хватка и практицизм, ей чужды сомнения и самоанализ. Ей льстит известность Платонова (по мнению Гейгера, "она в ней просто купается").
Из дневника Насти: "У Платонова теперь будет много новых трат, он у нас знаменитость. Будет крутым тусовщиком – с ним кто только теперь не хочет познакомиться. Я хочу, чтобы он был лучшим. Настоящим светским львом, а не экспонатом Кунсткамеры".
Гейгер недолюбливает Настю за излишний прагматизм, но в то же время отмечает её врождённую женскую мудрость: именно она разумно организует их совместный с Платоновым быт (занимается сдачей в аренду бабушкиной квартиры, ведёт переговоры о рекламе и корпоративах):
Из дневника Гейгера: "Иннокентий мне рассказывал когда-то, что они ему звонили. Он повесил трубку. Я бы тоже, наверное, повесил. А вот Настя не повесила. По-деловому с ними поговорила, узнала размер гонорара и впечатлилась".
И в то же время она умеет искренне любить и переживать за любимого человека. Она эмоциональна. ("Может быть, чересчур эмоциональна, что иногда может раздражать"). И как всё это сочетается в одном человеке, не понимают представители другого поколения.
Из дневника Гейгера: "А может, это стиль эпохи? Поколение юристов и экономистов.
Только где же, спрашивается, мечта?
Полет где?"
Настина деятельность, с одной стороны, восхищает главного героя, с другой - пугает своей принадлежностью к иному миру, несоответствием его опыту.
Образы Насти, Гейгера и Платонова могут послужить иллюстрацией к рассуждениям на темы:
- Неизбежен ли конфликт между поколениями?
- Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
- Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
- Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?
- Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
- «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
- Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
- Кто такой - «герой XXI века»?
- Что представляет собой портрет моего поколения?
Чем больше я думаю о романе "Авиатор", тем сильнее убеждаюсь в его "универсальности" для всех пяти тематических направлений этого года. Но о других направлениях мы поговорим с вами в следующий раз. А пока - всем удачи и здоровья!
С материалами для подготовки к итоговому сочинению можно ознакомиться здесь:
"Забвению не подлежит" - не самое простое направление
"Забвению не подлежит" - примерные темы сочинений и короткие произведения о войне для аргументации
Готовимся к итоговому сочинению: составляем логическую схему
Готовимся к итоговому сочинению: формулируем тезис к конкретной теме
Подготовка к итоговому сочинению: статья в вопросах и ответах
Образец итогового сочинения по направлению "Разговор с собой"
Образец итогового сочинения по направлению "Забвению не подлежит"
Универсальное, небольшое по объёму произведение для итогового сочинения
Перечитываем "Алые паруса" для направления "Я и другие"