Найти в Дзене
Ольга Таволга

Мерцание 90х.

И, одновременно, это в рамках #непрошенные советы о от ольги таволги и #о цвете от ольги таволги
Каждый, кто интересуется модой, видел фильм или читал книгу "Дьявол носит Прада".
Фраза, которая заставляет пересмотреть своё отношение к "но это же просто одежда" главную героиню:
"- На тебе лазоревый свитер. Не синий, не ультрамариновый, лазоревый. Всё началось в семидесятых годах, когда Ив Сен Лоран..." Так вот, каждый современный "лазоревый свитер" наследует какому-то "лазоревому пиджаку" из более ранних лет.
На смену постмодерну с его перепросмотром и расчленением ценностей пришёл метамодерн с его ещё более сложными отношениями с прежней системой координат, но ничего "принципиально нового" мода не может создать, выдать, вынуть из несуществующих тайников, пока социальные процессы наследуют безумию (две мировые войны, изобретение оружие массового поражения в количестве, геноцид целых народов, новые трудноизлечимые болезни, контраст уровня жизни в странах первого и третьего мира) ХХ век
Audrey Marnay by Paolo Roversi for Vogue Italia, 1998.
Audrey Marnay by Paolo Roversi for Vogue Italia, 1998.

Это статья является и продолжением и антитезой этой:
Многоцветие и чёрный. Уникальный колорит 1980х.
Один остромодный колорит и пришедший ему на смену.
И, одновременно, это в рамках #непрошенные советы о от ольги таволги и #о цвете от ольги таволги
Каждый, кто интересуется модой, видел фильм или читал книгу "Дьявол носит Прада".
Фраза, которая заставляет пересмотреть своё отношение к "но это же просто одежда" главную героиню:
"- На тебе
лазоревый свитер. Не синий, не ультрамариновый, лазоревый. Всё началось в семидесятых годах, когда Ив Сен Лоран..."

Yohji Yamamoto AW 1997 tweed suit.
Yohji Yamamoto AW 1997 tweed suit.

Так вот, каждый современный "лазоревый свитер" наследует какому-то "лазоревому пиджаку" из более ранних лет.
На смену постмодерну с его перепросмотром и расчленением ценностей пришёл метамодерн с его ещё более сложными отношениями с прежней системой координат, но ничего "принципиально нового" мода не может создать, выдать, вынуть из несуществующих тайников, пока социальные процессы наследуют безумию (две мировые войны, изобретение оружие массового поражения в количестве, геноцид целых народов, новые трудноизлечимые болезни, контраст уровня жизни в странах первого и третьего мира) ХХ века и тому, что к нему привело - вся проевропейская культура на основе трёх авраамических религий и их многовековое противостояние, если кратко.

Yohji Yamamoto Spring 1999.
Yohji Yamamoto Spring 1999.

Например, серо-пепельные пальто, куртки и зимние пуховики оверсайз, которые мягко, очень мягко вошли в моду примерно с 2015 года - это эхо коллекций Хиросима-Шик - линия, которую японцы с азиатскими упорством и методичностью продвигали в Европе с конца 1970х, но, которая стала понятна и близка всему миру только в конце 1990х.

Yohji Yamamoto.
Yohji Yamamoto.

90е были реакцией на затянувшиеся 80е со всей их эйфорией.
От эйфории "Диско", которую они унаследовали прямиком из 1970х.
До эйфории порождённой распадом СССР и социалистического лагеря, я продолжу об этом напоминать, потому что для капиталистического мира это было краеугольным событием после Социалистической Революции 1917го года и уничтожением всей царской семьи Российской Империи в 1918м.
Даже не победа на нацизмом в 1945м - попрание основ мира с культурой власти аристократии.
Когда целый мир отпускает от подспудного и явного страха такого уровня - это очень серьёзно. Это касается абсолютно каждого жителя и капиталистического и бывшего социалистического лагеря. Избегая, может быть, "малочисленных племён в лесах Амазонки", и то, возможно на них сказывается изменение экономического мирового баланса.

Audrey Marnay by Paolo Roversi for Vogue Italia October 1998.
Audrey Marnay by Paolo Roversi for Vogue Italia October 1998.

Но, к 1996му году отзвенело даже это.
В моде захотелось чего-то действительно нового.
И этим новым оказались Хиросима-Шик японских модельеров, деконструктивизм бельгийцев, офисный минимализм из Америки похожий на архитектуру небоскрёбов и минимализм из Италии, больше похожий на выбеленную, вычурную версию барокко.

Comme des Garçons FW 1994.
Comme des Garçons FW 1994.

Реи Кавакубо, Йоджи Ямомото, Кельвин Кляйн, Анна Суи, Дрис Ван Нотен, Донна Карен, Миуччи Прада, Мартин Марджела для своего дома и для Hermès в 1997-2003 годах, Хельмут Ланг, Джорджио Армани, Жиль Сандер.
Фотографы Паоло Роверси, Питер Линдбернг, Хельмут Ньютон.
Целая плеяда моделей, которые отлично воплощали образ городских и совершенно нездешних фей.
Ещё ручные выкраски тканей и плёночная фотография.

Для меня эти колориты и образы не могут быть "скучными" - я наблюдала, как они прорастают в - без тени метафор - стремительно изменяющемся мире.
Я очень хорошо понимала, почему именно эти цвета и формы воспринимаются миром как новая форма гармонии, как новая азбука.
Из моды 1990х
comeback - не просто "цвета", "фасоны" или "формы" - а интонация, которая их диктовала - прихотливая смесь экспансии, жажды нового, поиска себя и поиска защиты.

Приятного просмотра.

Audrey Marnay by Paolo Roversi for Vogue Italia October 1998.
Audrey Marnay by Paolo Roversi for Vogue Italia October 1998.
Campaign Prada Season Spring 1993 Photographer Unknown Model Christy Turlington.
Campaign Prada Season Spring 1993 Photographer Unknown Model Christy Turlington.
DKNY 1998.
DKNY 1998.
Campaign  Jil Sander Season Fall 1997 Photographer David Sims Model Angela Lindvall.
Campaign Jil Sander Season Fall 1997 Photographer David Sims Model Angela Lindvall.
Campaign  Jil Sander Season Fall 1997 Photographer David Sims Model Angela Lindvall.
Campaign Jil Sander Season Fall 1997 Photographer David Sims Model Angela Lindvall.
Campaign Miu Miu Season Fall 1997 Photographer Glen Luchford Model Audrey Marnay.
Campaign Miu Miu Season Fall 1997 Photographer Glen Luchford Model Audrey Marnay.
Giorgio Armani SS 1991 Linda Evangelista.
Giorgio Armani SS 1991 Linda Evangelista.
Dries Van Noten  FW 1997.
Dries Van Noten FW 1997.
Lanvin, Spring-Summer 1992.
Lanvin, Spring-Summer 1992.
Maison Margiela Fall 1997.
Maison Margiela Fall 1997.
Prada FW 1996.
Prada FW 1996.
Мартин Маржел для Hermès 1998.
Мартин Маржел для Hermès 1998.
Linda Evangelista  Calvin Klein SS 1991.
Linda Evangelista Calvin Klein SS 1991.

Alberta Ferretti  Photographer Paolo Roversi 1998-1999.
Alberta Ferretti Photographer Paolo Roversi 1998-1999.
Queen Shalom Harlow shot by Patrick Demarchelier for Harper’s Bazaar US September 1993.
Queen Shalom Harlow shot by Patrick Demarchelier for Harper’s Bazaar US September 1993.
Tatjana Patitz Photography by Nick Knight For Jil Sander Campaign. Spring 1992.
Tatjana Patitz Photography by Nick Knight For Jil Sander Campaign. Spring 1992.
Linda Evangelista 1990е.
Linda Evangelista 1990е.

Donna Karan in Vogue Photographed by Peter Lindbergh, Vogue, September 1989.
Donna Karan in Vogue Photographed by Peter Lindbergh, Vogue, September 1989.
Yohji Yamamoto SS 1999.
Yohji Yamamoto SS 1999.

Спасибо за просмотр.
Лайк, если статья понравилась или была полезной.

Продолжение следует.