Это статья является и продолжением и антитезой этой:
Многоцветие и чёрный. Уникальный колорит 1980х.
Один остромодный колорит и пришедший ему на смену.
И, одновременно, это в рамках #непрошенные советы о от ольги таволги и #о цвете от ольги таволги
Каждый, кто интересуется модой, видел фильм или читал книгу "Дьявол носит Прада".
Фраза, которая заставляет пересмотреть своё отношение к "но это же просто одежда" главную героиню:
"- На тебе лазоревый свитер. Не синий, не ультрамариновый, лазоревый. Всё началось в семидесятых годах, когда Ив Сен Лоран..."
Так вот, каждый современный "лазоревый свитер" наследует какому-то "лазоревому пиджаку" из более ранних лет.
На смену постмодерну с его перепросмотром и расчленением ценностей пришёл метамодерн с его ещё более сложными отношениями с прежней системой координат, но ничего "принципиально нового" мода не может создать, выдать, вынуть из несуществующих тайников, пока социальные процессы наследуют безумию (две мировые войны, изобретение оружие массового поражения в количестве, геноцид целых народов, новые трудноизлечимые болезни, контраст уровня жизни в странах первого и третьего мира) ХХ века и тому, что к нему привело - вся проевропейская культура на основе трёх авраамических религий и их многовековое противостояние, если кратко.
Например, серо-пепельные пальто, куртки и зимние пуховики оверсайз, которые мягко, очень мягко вошли в моду примерно с 2015 года - это эхо коллекций Хиросима-Шик - линия, которую японцы с азиатскими упорством и методичностью продвигали в Европе с конца 1970х, но, которая стала понятна и близка всему миру только в конце 1990х.
90е были реакцией на затянувшиеся 80е со всей их эйфорией.
От эйфории "Диско", которую они унаследовали прямиком из 1970х.
До эйфории порождённой распадом СССР и социалистического лагеря, я продолжу об этом напоминать, потому что для капиталистического мира это было краеугольным событием после Социалистической Революции 1917го года и уничтожением всей царской семьи Российской Империи в 1918м.
Даже не победа на нацизмом в 1945м - попрание основ мира с культурой власти аристократии.
Когда целый мир отпускает от подспудного и явного страха такого уровня - это очень серьёзно. Это касается абсолютно каждого жителя и капиталистического и бывшего социалистического лагеря. Избегая, может быть, "малочисленных племён в лесах Амазонки", и то, возможно на них сказывается изменение экономического мирового баланса.
Но, к 1996му году отзвенело даже это.
В моде захотелось чего-то действительно нового.
И этим новым оказались Хиросима-Шик японских модельеров, деконструктивизм бельгийцев, офисный минимализм из Америки похожий на архитектуру небоскрёбов и минимализм из Италии, больше похожий на выбеленную, вычурную версию барокко.
Реи Кавакубо, Йоджи Ямомото, Кельвин Кляйн, Анна Суи, Дрис Ван Нотен, Донна Карен, Миуччи Прада, Мартин Марджела для своего дома и для Hermès в 1997-2003 годах, Хельмут Ланг, Джорджио Армани, Жиль Сандер.
Фотографы Паоло Роверси, Питер Линдбернг, Хельмут Ньютон.
Целая плеяда моделей, которые отлично воплощали образ городских и совершенно нездешних фей.
Ещё ручные выкраски тканей и плёночная фотография.
Для меня эти колориты и образы не могут быть "скучными" - я наблюдала, как они прорастают в - без тени метафор - стремительно изменяющемся мире.
Я очень хорошо понимала, почему именно эти цвета и формы воспринимаются миром как новая форма гармонии, как новая азбука.
Из моды 1990х comeback - не просто "цвета", "фасоны" или "формы" - а интонация, которая их диктовала - прихотливая смесь экспансии, жажды нового, поиска себя и поиска защиты.
Приятного просмотра.
Спасибо за просмотр.
Лайк, если статья понравилась или была полезной.
Продолжение следует.