Как найти выгодный тур, 10 способов обойти турагента
В семи километрах от города Сороки стоит деревенька. Называется она Косуэць. Деревня, как деревня, точнее, даже село с собственной церквушкой, растянувшееся вдоль единственного шоссе на целых пять километров. И, наверняка, не поехали бы мы в Косуэць вовсе, кабы не молва о нем на всю Молдову. А славится он своими каменщиками, живущими с одной стороны села, и монастырем, расположенном на его другом конце. Но о монастыре я вам расскажу в следующий раз. А в этот поведаю о каменщиках. Ведь не случайно в Сороках Косуэць так и называют — Деревня Каменщиков.
Шел дождь, до ближайшего автобуса в Косуэць оставался час, и мы взяли такси. Таксист — молодой молдавский парень, как только услышал, что мы хотим пообщаться с каменщиками, а потом еще добраться до монастыря, сразу дал номер своего мобильного:
— Программа у вас большая. Как только освободитесь, звоните, заберу вас отсюда назад в город.
Мы ехали по узкому шоссе, которое с каждым километром становилось все уже и уже. И в этом не было ничего удивительного: Косуэць — последний населенный пункт на границе с Украиной. За ним ничего нет, а сам пограничный переход находится чуть в стороне. Да и откуда здесь взяться большой дороге? Наконец, впереди появились первые сельские дома, и с холма, на вершине которого в тот момент находилась наша машина, открылась замечательная панорама: внизу село, а слева перед ним, в десятке метров от обочины бело так, как будто только что выпал снег. Это — место, где трудятся Косуэцкие каменщики.
Мы останавливаемся, обещаем позвонить нашему таксисту, а сами идем знакомиться с каменщиками. Впрочем, первый же из них, мужчина средних лет с покрытыми такой же белой пылью руками, лицом и одеждой, как и всё вокруг, тут же нас замечает сам, поворачивается и спрашивает:
— Вы что-то хотели?
Его зовут Иван Лозан. Коренной житель Косуэца. Здесь, на этой площадке, находится его мастерская — небольшой, сбитый из досок сарайчик с вывеской и с телефоном Ивана на "фасаде". Он работает на заказах. Со всех уголков Молдовы приезжают в Косуэць те, кто нуждается в красивых садовых скульптурах, плитке и памятниках из белого известняка. Известняк — это тот самый камень, резьбой по которому занимается Иван Лозан, а также еще 11 жителей села, таких же каменщиков.
Заказчики и каменщики договариваются о работе, цене, сроках, а потом расходятся-разъезжаются каждый по своим делам: заказчики — ждать, а каменщики — работать.
— Часто обращаются из монастырей, храмов, — говорит Иван, пытаясь стряхнуть с белых рук хотя бы немного известняковой пыли. Ему это не удается. Уже потом другие каменщики рассказывают нам, что от ежедневной работы белая пыль настолько въедается в кожу, что смыть ее не получается уже никакими средствами, и только через месяц-другой, когда эпидермис сам отшелушивается и сменяется новым слоем, руки приобретают свой нормальный цвет.
Насчет монастырей Иван упомянул неслучайно. На самом деле, тот самый Косуэцкий монастырь, возрожденный из руин всего несколько лет назад, отстраивали заново именно что сельские каменщики. И все тамошние каменные фигуры святых, ограды, памятники, кресты — работа местных мастеров. А ведь многие из них не взяли за свой труд ни одного лея, просто решили возродить монастырь и это сделали.
Впрочем, увидеть работы косуэцких каменщиков можно и тут же в самих мастерских: белокаменные распятия, разнообразные скульптуры Богоматери с младенцем, снова памятники, кресты, белая плитка и прочее-прочее-прочее.
И ведь это еще не всё.
— Вы прогуляйтесь по деревне, посмотрите на наши колодцы, — говорят нам каменщики.И мы оставляем их трудится, а сами по единственной улице вдоль шоссе отправляемся искать колодцы.
Косуэць — село необычное, близость погранперехода обязывает. Вроде идешь так, смотришь на ничем особо не примечательные деревенские избы под серыми шиферными крышами за заборами, на стада пасущихся коз, на снопы из стеблей кукурузы на пустыре, на лошадиные повозки с местными жителями.
И вдруг бац! — плакат на шоссе: "DUTY FREE" и стрелочка куда-то в сторону. А вот так, граница — есть граница, хотя поначалу и сшибает крышу от кажущейся увиденной невероятности.
Колодцы же нам стали попадаться буквально сразу. Они, как мы поняли, вообще, были брендом Косуэца. Добротные каменные, они встречались нам каждые 100-150 метров! Рядом со многими из них стояли большие резные кресты из белого известняка — точное такие же, какие мы видели в мастерских каменщиков. Так вот, что они имели в виду, когда говорили нам обратить внимание на колодцы!
Хотя, кроме колодцев, другая работа каменщиков тоже была заметна, причем, по всему селу: то выложенный плиткой тротуар, то белокаменное основание забора, то скульптуры в садах у входов в дома. В общем, сразу было ясно, кто в селе хозяин, и как надо правильно заботиться о его внешнем виде. :)
Кстати, что касается колодцев, то даже сами по себе, без резных каменных крестов по-соседству, они нас здорово впечатлили. Дело в том, что среди них здесь не было ни одного повторявшегося, над каждым обязательно возвышалась своя беседочка, украшенная как-нибудь по-особенному. Ярко — в оранжево-синие цвета, с ножками — в виде стволов березок, с каменными колоннами или как-то еще, но только так, чтобы привлечь внимание и порадовать своей красотой.
Вот такое село Косуэць — на самой границе с Украиной.В Сороках мы жили в отеле "Central", ели в кафе при отеле "Nistru".