В селе, в котором вырос отец и впоследствии, выйдя на пенсию, переехал сюда жить, давным-давно был женский монастырь. После революции его закрыли, монашек спровадили в неизвестном направлении. Поначалу здания бывшего монастыря приспособили под склады, в послевоенные годы здесь располагался детский дом.
В 1955 году отца призвали в армию, «монастырский» детский дом ещё работал. Так сложилась судьба, что вернуться на родину отцу удалось лишь через три десятилетия. От своих двоюродных братьев узнал, что монастырь окончательно закрыли в 60-х годах, он долго пустовал, обветшал. Спустя ещё десяток лет местные жители по кирпичику разобрали его до основания. Утащили и фундаментные камни, на которых стоял монастырь. Сейчас на этом месте пустырь и о женском монастыре напоминают лишь крест с табличкой да яма бывшего колодца. Кстати, с этим колодцем была связана одна загадочная легенда, в которую сельчане свято верили, в том числе и мой отец.
В конце XIX-го века монастырь построила барыня – владычица окрестных земель. Ходили разговоры, что настоятельницей монастыря барыня приставила кого-то из своих близких. Но так это или не так – никто из сельчан толком сказать не мог. Во всяком случае, монастырю принадлежали речка в низине под горой и густой лес (спустя годы в котором жил отец будучи пацаном, охраняя пасеку). На речке монашки возвели дамбу из глины, весьма значительно подняв уровень воды. В рукотворном озере для своего стола ловили рыбу. В наши дни дамбы давно нет, однако в речке водятся карась, щука, налим.
Смотрителем леса был дед моего отца, т.е. мой прадед. Когда случилась революция и в село пришла советская власть, по словам прадеда монашки ночью поскидали в колодец много золота и серебра, а сверху засыпали землёй. Но факт в том, что никто у монашек не видел драгоценностей. Правду говорил прадед или лукавил можно было проверить лишь одним способом – раскопать колодец и достать драгоценности (если они там есть).
По словам отца, достать золото пытались ещё до войны. Однако сделать этого не удалось – колодец был глубокий, уровень воды держался не более двух метров от края дубового сруба. Вычерпать её вёдрами невозможно. Прикатили пожарную помпу, промучились весь день, на том и бросили затею достать золото.
После войны снова попытались извлечь из недр колодца драгоценности. Поначалу воду откачивали двумя ручными помпами. Вместе со взрослыми качали и ребятня, поочерёдно сменяя друг друга. Мой отец – ещё мальчишка-сорванец – также был непосредственным участником той операции. За весь день непрерывной работы понизить уровень в колодце удалось совсем незначительно и стало понятно, что ручными помпами воду не откачать.
Через несколько дней привезли мотопомпу – с ней дело пошло шустрее. Мало-помалу вода в колодце убывала, обнажая потемневший сруб. Взрослые стали готовить лопаты, к верёвке привязали ведро, чтобы снизу наверх поднимать землю. Принесли длинную лестницу. Ждут, когда же наконец покажется дно колодца и можно будет спускаться вниз. Мотопомпа тарахтит, бурным потоком откачиваемой воды на косогоре промыло хороший овражек, а колодец всё никак не хочет опустошаться. Мужики успели не по одной самокрутке искурить, то и дело заглядывая в колодец. До воды уже глубоко – метров 15 будет, никак не меньше. И на этой отметке уровень воды в колодце словно бы остановился. И сколько воду не качай, она всё равно на одном месте стоит. Что за чёрт? И далеко ли до дна?
Бросили камень. С гулким звуком он ударился о поверхность воды и ушёл вглубь. Ничего не понятно. Опустили на верёвке ведро, зачерпнули воду и далее стравили конец, позволив ведру уйти под воду и достичь дна. Вытащили ведро наверх и по мокрому участку верёвки определили – до дна ещё пару метров. Осталось-то немного, а насос явно уже не справлялся с притоком воды. Подождали ещё по одной самокрутке, с надеждой заглянули в колодец и стало понятно, что и на сей раз золота им не достать...
Прошло много-много лет, сруб сгнил и обрушился, колодец превратился в яму с холодной водой. Вспоминая своё детство, отец недоумевал:
– Не имея техники в руках как монашки умудрились выкопать такой глубокий колодец? Каким образом они исхитрились воду откачивать? Вот тайна так тайна!
Спрашиваю его:
– А золото и вправду было? Может, это выдумка твоего деда?
Отец на минуту задумался, затем с грустью в голосе ответил:
– Может, и не было золота вовсе. Никто толком этого не знает. А если было, то оно до сих пор под землёй лежит...