Бусидо (с японского 武士道 буси-до:, «путь воина») - это свод правил, созданный для регулирования самураев, в составе которого: нормы поведения в обществе и наедине с собой, философия и мораль воина, поведение в бою.
Позже бусидо - это кодекс самурайской этики.
Нитобэ Инадзо, автор трактата "Бусидо. Душа Японии", считает, что основными источниками возникновения бусидо являются синтоизм и буддизм, а также учения Конфуция и Мэн-цзы.
Считается, что пришедшие буддизм и конфуцианство из Китая, стало популярным среди аристократии в Японии, и, соответственно, среди самураев.
Таким образом, когда самураям чего-то недоставало в буддизме и конфуцианстве, они брали это в синтоизме.
Синтоизм - древнейшая религия в Японии. Представляет собой веру в культ природы, магию, почитание предков, любовь к государству и правителю, а также существование духов во всех окружающих человека предметах.
Основные моменты, заимствованные из синтоизма в бусидо - это верноподданничество и патриотизм.
Особенно сильное влияние на бусидо оказал буддизм махаянистского направления, проникший в Японию в 522 г.
Наиболее полно отвечали потребностям и интересам самураев трепетное отношение к смерти и равнодушие к жизни, основанные на вере в перерождение душ.
Популярнейшей сектой буддизма была "дзен", монахи которой принесли значительный вклад в развитие бусидо.
Требования Бусидо сформулированы в «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана:
- Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
- К смерти следует идти с ясным осознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.
- Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
- Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.
- В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.
- Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители — ствол дерева, дети — его ветви.
- Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.
- На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.
- Верность, справедливость и мужество — три природные добродетели самурая.
- Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.
- Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.
- Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.
- Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
- Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.
- Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
- Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины - какэмоно, современные скромные чашки и нелакированный керамический чайник.
- Самурай должен, прежде всего, постоянно помнить, что он может умереть в любой момент, и если такой момент настанет, то умереть самурай должен с честью. Вот его главное дело.