Найти в Дзене
николай пурзов

Краткое описание видов резьбы по дереву, и древесины.

Хотелось бы  немного рассказать о видах резьбы, инструменте для резьбы по дереву. Также о том как не нанести себе сильных увечий работая с остро за точеным инструментом.
Все многообразие резьбы по дереву можно разделить на несколько типов: плоско выемчатая , рельеф, тиснение, прорезной или ажурные и скульптурные . Главный критерий, по которому производят это деление, является расположение
Оглавление

Хотелось бы  немного рассказать о видах резьбы, инструменте для резьбы по дереву. Также о том как не нанести себе сильных увечий работая с остро за точеным инструментом.

Все многообразие резьбы по дереву можно разделить на несколько типов: плоско выемчатая , рельеф, тиснение, прорезной или ажурные и скульптурные . Главный критерий, по которому производят это деление, является расположение орнамента относительно поверхности изделия или фона, и наличие фона. Каждая из этих групп, в свою очередь, подразделяется на разновидности в соответствии с рисунком и методов выполнения.

При изготовлении резные изделия из дерева обычно комбинируют несколько видов резьбы.

Плоско выемчатая- вид  плоско выемчатой резьбы характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а форма рисунка различной формы углубления – выемки. Самые низкие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся прямо на поверхности. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плоско выемчатая  резьба может быть геометрической или контурной.

Геометрическая резьба-один из старинных, но очень доступный по простоте и технологичности вид резьбы по дереву. Он делается в виде  клинорезных канавок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур – треугольников, квадратов, кругов. Эти выемки различаются по размерам, глубине, по геометрии углов, на которых они производятся. Различия могут быть в количестве граней каждой выемки – их может быть два, три или четыре. Наиболее распространены двух– и трехгранными углублениями.

Особое развитие получили треугольные зазубрины, которые во многих источниках называются трехгранновыемчатой резьбы. Привлекательность ее заключается в том, что она позволяет получить неограниченное количество вариантов узоров. Иногда применяют четырехгранные углубления квадратные и прямоугольные, но их исполнение требует большого мастерства, хотя техника ничем не отличается от предыдущих.

В начале развития навыка, старайтесь соблюдать одно важное правило: переход к более твердой древесине должн быть, когда хорошо освоена техника резьбы на мягкой древесине, то есть должно быть движение от простого к сложному.

Как подвид геометрической резьбы надо рассматреть и скобчатую резьбу. Ее главной особенностью является то, что отделкой разреза производится не прямой, а полукруглой стамеской.

Каждая подрезка выполняется в два шага: во-первых, подрезка справа, потом под острым углом, величина которого определяется характерным узором. Так что эта резьба очень хороша   для новичка, для того кто хочет только освоить резьбу по дереву.

-2

Контурная резьба очень проста, но требует уверенного владения резцом, большего внимания, хорошего понимания и восприятия производящигося сюжета. В отличие от геометрической, в контурной резьбе, преимущественно используются изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц.

На самом деле, эта резьба-рисунок, выполненный с углублениями в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Его можно сравнить с рисунком, который сделан палочкой на мокром песке – линии его резки, жестки, игры светотени почти нет. Есть рельеф поверхности объемных фигур, но в зависимости от характера рисунка линии могут быть толще, тоньше, могут быть  использованы сплошные выборки в виде круга, эллипса, квадрата и т. д. Таким образом, набор инструментов, используемый для контурной резьбы, будет гораздо больше, чем для прорезной или геометрической резьбы. Здесь вам понадобится  стамески, полукруглые стамески, резаки и косяки и т. д.

Отсутствие  контура рельефной резьбы лишает ее какого-либо выражения, поэтому важно выбрать глубину и ширину линий, образованных непрерывными канавками различной конфигурации. Техника контурной резьбы требует много внимания,  и высокий творческий вкус.

Контурная резьба часто используется в сочетании с живописью и другими видами резьбы – геометрической, плоско рельефной .

-3

Плоско рельефная резьба

Суть рельефной резьбы состоит в том, что узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть однородная по глубине. В этом случае созданый шаблон  будут иметь одинаковую высоту 5-7 мм по всей площади композиции. Этот вид называется рельефной резьбой. Если резьба выполнена с высоким рельефным рисунком, который практически исключает наличие плоской поверхности, то это глухая рельефная резьба. Термин "глухой" относится к наличию не прорезанного  фона.

Рельефная резьба является одним из наиболее распространенных видов резьбы по дереву. В зависимости от природы фона она имеет две разновидности: резьба с заоваленными контурами  и резьба с подобранным  фоном. Общей чертой для них является низкий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне декорированной поверхности. Рельефная резьба-это как переход от контурной к рельефной резьбе. В этой технике обычно изображают цветочные орнаменты, птиц, животных и человеческих фигур.

-4

Заоваленную резьбу, а также контурную, выполняют в виде двугранной выемки на контур рисунка, но выемки режут глубже, а грани их округляют . Как правило, от формы орнамента вырезают углубление и заоваливают по круче , и от фона – более отлого. В некоторых случаях на фоне   заоваливают так что он никогда не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Этот фон называется подушкой, и резьбу  заовалинной с подушным фоном. По технике выполнения, внешнему виду и назначению эта резьба мало отличается от обычной  заоваленной резьбы.

Плоскорельефную резьбу с подобранным фоном выполняют так же, как и обычную  заоваленную , но вокруг внутренего рисунка выбирают углубление, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту (обычно 5-7 мм) в зависимости от замысла, дизайна и других особенностей.  Плоскорельефная резьба с выбранным фоном в одном изделии часто превращается в рельеф.

Рельефная резьба

Рельеф резьбы достигается путем подрезки плоского орнамента  на углубленном фоне и пророботке форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Шаблоном формы является рельеф разной высоты. Рельефная резьба подразделяется на барельеф и горельеф.

Барельефная резьба, фигуры рельефа у нее  выступают выше фона или соседними элементами орнамента до половины его объема.

Горельефная  резьба имеет более высокий рельеф, ярче выраженый и имеет более богатую игру света и тени. Здесь фигуры  рельефа расположены выше уровня фона или соседними элементами орнамента более чем на половину своего объема.

Для обоих подвидов рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона в сравнении с другими видами резьбы и детали элементов и скульптурных форм. Таким образом, после выборки фона всегда должны выработать основные планы внутри фигуры, моделировать и отрабатывать фигуры людей, птиц, животных, переплетения растительного орнамента, формы веточек и листьев, их высота над фоном по отношению друг к другу. Все это необходимо сделать до окончательной отделки поверхности штрихами, ребра, канавки и т. д.

Рельефный декор играет ведущую роль в архитектуре, где наиболее распространенными являются лепные украшения. В декоративно-прикладном искусстве рельефная резьба уже давно широко используется для украшения интерьеров, стеновых панелей, дверей, мебели. В наши дни она используется для отделки интерьеров в виде настенных панно, дверей, стен, рам, карнизов, полочек, различных предметов домашней утвари, всевозможных шкатулок, и женских украшений и при изготовлении современной художественной мебели: на спинках стульев, на корпусной мебели в виде накладных декоративных элементов.

-5

Резьба прорезная

Прорезная резьба может быть выполнен в технике плоскорельефной  и рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют стамеской или пилой. В последнем случае резьбу называют пропильной.

Резьба прорезная широко распространена в отделке мебели – стулья, скамейки, кровати. Резными изделиями более крупного масштаба, украшают части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, перила, балконы и беседки, сараи, различные постройки на детских площадках, рамы для зеркал и многое другое.

Резьбу прорезную с рельефным орнаментом называют ажурной. Края такой резьбы дополнительно обработаны скруглены,  а поверхность часто украшают плосковыемчатой и рельефной резьбой. Ажурная резьба широко применялась для украшения мебели в стиле барокко и рококо.

Накладная или наклеенная, резьба состоит из отдельных элементов, резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном этот вид похож на ажурную резьбу. Декоративные элементы, выполненные с помощью накладной резьбы, обычно используют для отделки поверхности мебели, дверей, рам; они прибиты или приклеены к поверхности украшаемого изделия.

-6

Скульптурная резьба

Скульптурная резьба характеризуется тем, что рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в других видах резьбы, скульптурную можно рассматривать со всех сторон.

Скульптурная резьба имеет тысячелетнюю историю. С древних времен люди  вырезали фигурки богов и духов. Древние знания о природе и мире отражается в формах предметов домашнего обихода.

С приходом христианства появились скульптуры святых, их часто ярко окрашивали. Эти фигурки служили украшением многих храмов. Концы бревен и крыш бревенчатых домов часто выполнялись в виде голов лошадей и птиц.

Скульптурная резьба широко применяется для отделки интерьеров и мебельных стилей. Ножки стульев и кресел часто были сделаны в виде звериных лап, стулья были украшены фигурами фантастических животных, птиц.

Особой классификации в резьбе нету, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Есть конечно еще много видов и подвидов резьбы по дереву, но об этом кратко не расскажешь.

-7

Древесина

Наиболее часто используется при резьбе древесина лиственных пород: липы, ольхи, осины, и некоторые другие. Хвойные деревья слишком мягкие. Но если вы хотите получить определенную текстуру или цвет, который не может дать лиственные породы. В этих случаях используют кедр, сосна, пихта, лиственница.

-8

И все же наиболее популярна среди резчиков по дереву-это липа. Несмотря на свою твердость, она очень хорошо поддается обработки с помощью резца и его собственного волокнистая структура древесины позволяет обеспечить соответствующий уровень квалификации для выполнения очень тонкого узора и сложного рисунка. Привлекают те же резчики ровный белый цвет липы.

Древесина осины имеет очень однородную структуру, для резьбы используется редко, так как у нее, хотя и слабый, но очень стойкий к внешним воздействиям зеленоватый оттенок, способный испортить любой резной декор. Поэтому чаще всего осина используется в качестве материала для изготовления мелкой кухонной утвари – ложки, например, или деревянные миски.

-9

Ольха, в отличие от осины, для резьба подходит, и она достаточно довольно меняет свой цвет, и резчику  даже не надо применять никаких усилий. Зеленая ольха имеет ровный белый цвет, но если оставить на открытом воздухе на очень короткое время, она сразу краснеет.

В будущем, ольха-дерево начнет терять насыщенность цвета. Это будет происходить до тех пор, пока заготовки не станут бледно-розовыми. Из-за этого необычного свойства, ольха давно заслужила звание дерево-хамелеон. Опытные мастера с удовольствием используют эту особенность ольхи, так как из вовремя у браных заготовок, можно получить желаемый цвет древесины, идеально подходит для предполагаемого рисунка.

Береза имеет белый с желтоватым оттенком и однородной, вязкой структурой. Желтый цвет, характерный для древесины клена, но его отличие очень красивая текстура, а также имеет повышенную прочность, благодаря чему изделия из нее получаются очень прочные.

-10

В старину из клена ложки, ценились намного дороже, чем из березы, липы и даже осины.   Очень прочная порода древесины – дуб. Это идеальный материал для изготовления посуды, мелких принадлежностей, а также крупных вещей, такие как сундуки, наружная поверхность которых может быть украшена изысканной резьбой.

-11

Можно резать по всей древесине лишь бы было желание, также и по капо-кореню, соуэлл и бересте.

Ножи

Из инструментов я бы хотел выделить нож косяк – аналог сапожного ножа со скошенным под 45 градусов лезвием с односторонней заточкой. Хотя ножей существует много такие как, богородский – 9 – 7 см лезвие для чернового контура, 6 – 3 см для тонких работ, татьянка – длинная ручка, расположение скоса лезвия в 2 см от руки мастера при стандартном верхнем хвате. Но я пользуюсь косяком и обычным перьевым,хотя иметь все ножи из перечисленых для резчика хорошие подспорье.

-12

Стамески

Инструменты по дереву этого типа бывают прямыми,  полукруглыми. уголковыми (V-профиль), обратными (выпуклая форма), изогнутыми (радиусная кромка), клюкарзами. В отличие от резца, стамеска сразу выбирает в древесине канавку нужного профиля. Силовые стамески подстукиваются киянкой, ручные предназначены для ручного нажима без ударных нагрузок.

Я отдаю предпочтение к полукруглым стамескам разных размеров, хотя в наборе должны иметься все стамески, это основной инструмент которым работает резчик.

-13

Пилы

К пилам можно отнести весь пилящий инструмент это ножовки, лобзики. Сейчас все больше стало электро пилящих инструментов, таких как гравера, циркулярки, фрезера. Выбор такого инструмента зависит от того в каких целях и для чего вы его будете использовать. Электро инсрумент делится на профессиональный и хобби, также у него разная мощность и обороты.

-14

Техника безопасности

Техника безопасности при резьбе по дереву, мне кажется что это одно из главных условий которую должен соблюдать резчик. Потому что при работе остро заточенным инструментом легко пораниться. Я думаю что нет такого резчика который бы не обрезал себе пальцы и руки, это одна из оборотных сторон этой профессии.

Вот памятка скачанная с сайта о техники безопасности, вы ее можете прочитать а можете не читать это дело каждого. От себя я хотел бы добавить одно старайтесь резать не на себя а от себя, я думаю что это вам поможет избежать много не нужных порезов.
Вот памятка скачанная с сайта о техники безопасности, вы ее можете прочитать а можете не читать это дело каждого. От себя я хотел бы добавить одно старайтесь резать не на себя а от себя, я думаю что это вам поможет избежать много не нужных порезов.

Правила безопасности резчика по дереву

  1. Рабочий стол должен быть достаточно прочным и устойчивым (не качаться и не двигаться при резьбе).
  2. При работе следует пользоваться специальными приспособлениями для крепежа обрабатываемых деталей. Это обезопасит и ускорит процесс работы.
  3. Освещение в рабочем помещении должно быть достаточным и располагаться так, чтобы во время работы резчик не загораживал его своим телом.
  4. При заточке инструмента на электро- точиле нужно пользоваться защитными очками.
  5. Нельзя проверять остроту заточки инструмента пальцем (для этой есть деревянный брусок).
  6. Нельзя резать на себя, а также нужно следить, чтобы по ходу движения инструмента не находилась свободная рука.
  7. Следует загромождать рабочее место посторонними предметами.
  8. Следует соблюдать чистоту на рабочем месте (лучше в процессе работы несколько раз убрать стружку со стола, чем, смахивая ее в конце работы, неожиданно наткнуться на нож-косяк или стамеску).
  9. Для уборки рабочего места нужно воспользоваться cneциальными щетками.
  10. Инструменты следует всегда класть на свое место (преимущество, а главное безопасность этого неоспоримы, так как в этом случае они уже точно не упадут со стола и никого не поранят).
  11. При пользовании электроинструментом необходимо следить за исправностью не только самого инструмента, но и электропровода (он не должен перекручиваться во время работы и оставаться перекрученным в процессе хранения).
  12. Следует обращать внимание на аккуратность подключеиия электроинструмента, особенно если одновременно подключено в розетку несколько электроприборов. Возникает опасность запутаться в проводах, что может привести к падению и повреждению инструментов и, что еще хуже, к различным травмам, которые можно получить в результате их падения.
  13. Необходимо помнить, что электроинструмент имеет свойство либо вращаться, либо двигаться вперед-назад, поэтому необходимо быть крайне внимательным при работе с ним.
  14. Если рабочее помещение подключено к трем фазам, то следует помнить, что трехфазное оборудование нельзя эксплуатировать без заземления

Есть еще одна опасность это возгорание дерева.

Помните, что дерево очень хорошо горит. Маленькая сухая стружка загорается немедленно, и потом уже не важно, что послужило причиной зажигания – неправильное функционирование электропроводки, искры от печки, или окурок.

-16

Остерегайтесь огня! Покидая рабочую комнату, всегда тщательно уберите отходы, стружку и мелкую деревянную пыль. Не забывайте разъединять электроинструменты и нагревающиеся устройства от сети. Самодельные обогревающие устройства с открытой спиралью не могут использоваться в мастерской это просто недопустимо! Если у вас оборудована  комната под мастерскую, оборудуйте ее общим выключателем и огнетушителем. И  не курите на рабочем месте.