Найти тему
Капот РФ

Дизельные "Жигули".

Дизельные Жигули несомненно пользовались бы большим спросом в нынешнее время, когда стоимость топлива стала гораздо выше. Однако, в эпоху СССР дизельные моторы не были популярными. Для покупателя не было экономической целесообразности покупать машину, которая работает на дизельном топливе - в то время бензин стоил копейки. Однако, в восьмидесятых годах, необходимость в разработке дизельного мотора для легковушек появилась.

Руководство страны поручило компании АвтоВАЗ разработать двигатель, который бы работал на дизеле. Прежде всего, такое изделие хотели устанавливать в «четвёрке» и Ниве, а также на семейство «Самар». В далеком будущем планировалось значительно улучшить экспорт советских автомобилей – для Европы, например, дизельные модели стали бы хорошим предложением. Работа была долгой и сложной, но в результате у конструкторов получилось создать чудо. Конструкцию назвали ВАЗ-341. Как и планировалось, для его изготовления использовались детали массового производства. Например, блок цилиндров был взят с «тройки», а коленчатый вас от Нивы.

Подкапотное пространство ВАЗ-21045
Подкапотное пространство ВАЗ-21045

По своей конструкции мотор напоминал «дизеля» от компании Фольксваген тех лет. Основным отличием советской модели было то, что у инженеров не было нужной системы для подачи топлива. Поэтому приходилось использовать элементы, выпущенные компанией BOSCH.

Путём проб и ошибок шли конструкторы к успеху, и в 1984 году мотор был полностью готов. Двигатель объемом 1,45 литра и при 4800об/мин он мог выдать всего 53 лошадиные силы. Даже для середины восьмидесятых годов такой мощности было недостаточно.

На заводе было выпущено около двадцати прототипов. Все модели были установлены на ВАЗ-2105. Транспортное средство получило в своем индексе дополнительную 5, как показатель, что установлен дизельный мотор. С 1988 года на предприятии стали выпускать переднеприводные Самары. На заводе начались экономические неурядицы и от проекта пришлось отказаться.

К середине девяностых годов завод в Барнауле, который занимался выпуском моторов для судов, заинтересовался дизельными двигателями. Предприятию нужны были новые рынки для сбыта. С конца девяностых годов компания запустила массовое производство дизельных моторов Жигули. Цельные блоки цилиндров поступали в Барнаул из Тольятти. Двигатели собирали вручную, а потом отправляли назад для последующего монтажа. Вследствие того, что изделие получилось значительно тяжелее стандартного, четверкам монтировали усиленные пружины передней подвеске и вакуумный усилитель тормозов.

Перспективы у транспортных средств с дизельным мотором были неплохие. Конструкция получилась хорошей, расход топлива составлял семь литров на сто км. Однако, надежность мотора оставляла желать лучше. Поршни и блок цилиндра были недостаточно качественными. Через некоторое время инженеры усовершенствовали двигатель и жалоб стало меньше. Однако, спрос на товар к тому времени уже упал. Большинство заводов за границей стали выпускать модели, которые значительно превосходили Жигули по мощности и надежности.

Дизельный мотор у советских инженеров получился дорогим и хлипким. Иностранные покупатели не хотели приобретать модели и в конечном итоге, производство ВАЗ-341 прекратилось. Однако, за весь период завод успел выпустить около шести тысяч Жигулей с дизельным мотором. Такие модели иногда попадаются в продаже или стоят в гараже у коллекционеров.

Спасибо, что посетили канал "Капот РФ". Подписывайтесь на канал, поставьте палец вверх - этим вы помогаете каналу развиваться.

Авто
5,66 млн интересуются