Найти в Дзене
Koylakaev_art

«МАЙСКИЙ БОСХ» Ногайский художник Алибек Койлакаев

«МАЙСКИЙ БОСХ»
Картины майчанина Алибека Койлакаева включены в каталог современного искусства. Далекое величественное прошлое и обжигающее настоящее, гордость предков и пороки современности – художник словно пропускает сквозь себя жизнь всего человечества и отдельного человека в круговороте времени и событий.
Алибек родился в 1982 году в селе Терекли-Мектеб Ногайского района Дагестана. С ранних
Алибек Койлакаев
Алибек Койлакаев

«МАЙСКИЙ БОСХ»

Картины майчанина Алибека Койлакаева включены в каталог современного искусства. Далекое величественное прошлое и обжигающее настоящее, гордость предков и пороки современности – художник словно пропускает сквозь себя жизнь всего человечества и отдельного человека в круговороте времени и событий.

Гармония
Гармония

Алибек родился в 1982 году в селе Терекли-Мектеб Ногайского района Дагестана. С ранних лет мальчик проявлял интерес к творчеству: родственники вспоминают, что еще совсем маленьким Алибек постоянно рисовал, а когда ему исполнилось шесть, слепил из пластилина «живую» розу, о чем учитель сообщил матери юного художника на первом родительском собрании. Так мама Алибека поняла, что у ребенка талант, и приняла решение отдать сына в художественную школу. Правда, тогда ни у кого и мысли не было, что увлечение мальчика перерастет в дело всей его жизни, мало ли, кто в детстве хорошо рисует … Однако, окончив художественную школу, Алибек поступает в художественное училище им. М.А. Джемала в Махачкале на отделение прикладного искусства, учится работать с деревом, камнем, костью. Но тогда дома не особенно восторженно отнеслись к идее сына стать художником. И все же, юноша настоял, что это – его призвание, и ничем другим он заниматься не намерен. Алибек окончил училище с отличием, а его дипломной работой стала фигура скрипача, вырезанная из пяти пород дерева. За нее Койлакаев получил диплом первой степени среди прикладников Дагестана в 2002 году. Это был знаковый момент: «Когда мама увидела мою работу – она прослезилась, - вспоминает Алибек, - и, наверное, именно тогда она осознала, что я действительно настоящий художник. Для меня это было очень важно».  

Хан Ногай
Хан Ногай

После парень поступил в Краснодарскую академию художеств при университете культуры и искусств, которую тоже окончил с отличием. Талантливому студенту повезло с учителями: «Мне было приятно, когда мой преподаватель по рисунку назвал меня мастером карандаша, - признается Алибек, - и уже на втором или третьем курсе он объявил, что не будет вмешиваться в мою технику, поскольку видит сформировавшийся почерк. Я очень ценю, что педагог дал мне тогда такую свободу, и я «вырос» в своей технике, в своей стихии, а для художника это крайне важно». На втором курсе Койлакаев решил перевестись с отделения графического дизайна на отделение книжной иллюстрации. Темой его дипломной стала ногайская степь. Зарисовки о жизни в степи как книги рассказывали об истории родных краев. Из этих работ и «выросла» первая выставка Алибека: «Эдиге» – серия исторических сюжетов об основателе ногайской государственности и его времени. Экспозиция прошла в родном селе художника. «Для меня было так важно услышать отклик старшего поколения, - делится Алибек, - когда аксакалы благодарят тебя за твою работу – это дорогого стоит! Им было приятно, что я обратился к нашей истории, многие люди «увидели» в моих героях своих прадедов. Это стало стимулом для меня в дальнейшем». 

Джучи Хан
Джучи Хан

После той первой выставки Алибек Койлакаев почти пять лет ездил по всей стране, участвовал в выставках, форумах, защищал проекты. Молодого художника заметили главы многих регионов и республик. Его творчество высоко оценили и эксперты, работы приобретались в частные коллекции, в соцсетях появилось много поклонников его необычной техники живописи и графики. Но душа просила чего-то еще. Так Алибек решил создать семью, перестал «кочевать», а стал искать стабильные проекты. Отклик на резюме пришел из…Казахстана. Популярного художника с самобытным почерком пригласили стать главным художником и дизайнером в национальной сувенирной компании. После двухлетнего сотрудничества и переезда, Алибек с семьей возвращается на свою вторую родину, в Кабардино-Балкарию в город Майский, где и живет сегодня. К этому времени имя художника уже работало само на себя: постоянные приглашения на международные симпозиумы, выставки… При этом, Койлакаев не состоит ни в каких творческих союзах и сообществах, как говорит сам, «официальная сторона» процесса ему неинтересна, а интересны творчество и тот отклик, который оно находит в сердцах зрителей. 

Портал
Портал

Размышляя о своем творческом пути, Алибек признается, что на него серьезно повлияло первое образование (резчик по дереву). Поскольку работа с этим материалом не дает мастеру права на ошибку, а в чем-то даже сродни «искусству хирурга»: отрежешь лишнее – обратно уже не вернуть. То же и в рисунках Алибека Койлакаева: он работает тушью и чернилами. Это не карандаш, где можно исправить неверную линию, здесь нужны меткость и «попадание в эскиз» с первого раза. Поэтому создание рисунка происходит за раз: в максимальной концентрации внимания и вдохновения. «Это особое состояние духа, - поясняет художник, - в этом есть какая-то сакральность, волшебство, таинство, что ли... Ощущение, что дотрагиваешься до чего-то божественного, что рождается живое существо». 

Спартак
Спартак

Любимая тема Алибека – это, конечно, исторические сюжеты. Все началось как раз после той памятной первой выставки в родном селе: «Со мой общались мудрые люди, старики. Они рассказывали мне о батырах нашей степи. Сохранились старинные летописи, легенды, которые передавались из уст в уста, где рассказывалось о великих подвигах героев тех лет. Палуанов, пехлеванов, как еще их называют. Мне стало интересно, кто эти люди, чем они прославились? Так я узнал много нового и интересного для себя: о состязаниях великих батыров степи, об их жизни. Меня увлекла эта тема. Наверное, это и есть генетическая память». Сейчас художнику интересна история не только своих прародителей, но и общечеловеческое прошлое: героями его картин все чаще становятся Александр Македонский, Александр Невский, Тутанхамон, Иван Грозный, Спартак… А спустя еще некоторое время, Койлакаев обращается к темам, которые волнуют уже мир современный: политика, психология, любовь, смерть, человеческие пороки и добродетели… Так художник открыл в себе интерес к сюрреализму. И вскоре Алибека Койлакаева с чьей-то легкой руки начали называть «майским Босхом». Сам художник признается, что до этого не особо интересовался работами великого нидерландского мастера, но потом обратил на них более пристальное внимание и нашел много параллелей со своим творчеством: «Босх показывает человеческие искушения, рай, ад, он показывает жизнь на земле такой, какая она есть. Он срывает маски, и мне тоже важно показывать истинные чувства и мысли людей. Я из тех художников, кто не ставит цель выразить красоту, эстетику. Для меня красота – когда в работе есть правда, когда обнажаешь душу человеческую, когда каждый может увидеть свои глубины, а я в это время вместе со своей работой могу побыть наедине со зрителем».

Семья
Семья

Называя имена любимых художников, Алибек Койлакаев выделяет прежде всего классиков прошлого: Гоген, Ван Гог, Босх… Особое место в этом списке занимает имя Леонардо да Винчи: «Во время учебы я прочитал книгу о его жизни, и это во многом определило мое дальнейшее развитие и как художника, и как человека». Сегодня Алибек пробует себя уже в новых техниках: создает дизайн для одежды из кожи и ювелирных изделий. Правда, работает он исключительно по внутреннему отклику: есть вдохновение – будет результат, а нет – то и никакие посулы не заставят его совершать насилие над собой. Такую, как говорит Койлакаев, «душевную гигиену» он считает крайне важной для сохранения чистоты взгляда и живого творческого огня, при этом уверен, что создавать что-то новое в таком состоянии довольно легко: «Если ты чувствуешь природу, видишь, как движется ветер, дым, то, думаю, любой человек сможет создавать прекрасное. А самыми прекрасными творениями природы я считаю человека и лошадь. Это для меня бездонные источники вдохновения. Я однажды осознал, насколько искусство и жизнь взаимосвязаны: через изобретения, науку человек может выйти к искусству, или наоборот – художник может прийти к философии, инженерии, медицине. Яркий пример тому, опять же, великий Леонардо да Винчи…».

Сила рода
Сила рода

Говоря о смысле жизни и творчестве, Алибек Койлакаев признается, что для него это сам путь, движение к цели. Иначе – остановка и смерть: «Хотелось бы, конечно, оставить после себя что-то полезное, нужное людям, чтобы они могли чему-то научиться через мои работы. Я рад, что мои картины вдохновляют и детей, и взрослых, мотивируют их, помогают увидеть эту жизнь, этот мир по-новому». Художник не отказывает, если к нему обращаются с просьбой научить рисовать, и если он чувствует в себе силы поделиться своими знаниями – охотно соглашается: за 10 лет им проведено более 100 мастер-классов по «работе руками»: «Как раз тогда, примерно лет 10 назад закрыли факультет книжной иллюстрации станковой графики, мол, работа руками в будущем будет неактуальна. Многие художники пересели за компьютеры, это было ново, модно, и как утверждали эксперты, компьютерный дизайн захватит мир. И я стал открывать для себя это направление. Однако после двух лет обучения дизайну графических программ, мне захотелось вернуться к классическому рисованию. За компьютером нет того наслаждения, какой-то космической эйфории, нет настоящего чувства, что ты творишь. Конечно, компьютерный дизайн – это востребовано сегодня, это быстрые деньги, но приоритеты у всех разные. Я – художник, и для меня главное богатство – творить руками, создавать. Это ощущение, которое я ни на что не променяю». По словам Алибека, люди изголодались по живому, настоящему. Мир холодной цифры не питает, не греет. И пусть кто-то бежит в погоне за эффектностью и успехом будущего, но есть и те, кто умеет созерцать и наслаждаться настоящим. Именно благодаря таким людям, как признается Алибек, он до сих пор востребован и ценен. Более того: то самое будущее, уверен он, именно за «живым искусством», несмотря ни на какие технические революции. 

Экология
Экология

А что в планах? Персональная выставка в Москве, там же еще одна, совместная экспозиция с другими художниками: «Недавно со мной связалась куратор биеннале Кавказского искусства Заира Астемирова и предложила мне поучаствовать в проекте. Не то чтобы я удивился, но за мои 38 лет я привык, что мои работы вызывают много споров: их либо обожают, либо ненавидят, а тут мои картины будут находиться рядом с эстетически «приятными» творениями. Впрочем, каждый человек судит согласно своему 

мировоззрению, и видит прежде всего свое и себя».

Алена Докшокова.

Интервью для газеты "Советская молодежь" 2020 КБР г. Нальчик

Инстаграм художника @koylakaev_art

Алибек Койлакаев
Алибек Койлакаев