Найти тему
Метаморфоза

Классические Беседы или Шарлотта Мейсон

Могу сразу вам сказать: это не одно и то же.

Вам может показаться, что эти два метода образования схожи. Так и есть, так как они оба являются классическими в общем смысле этого слова. Но в них есть принципиальные различия, которые никак не получится примирить, объединив два метода.

В США много школ, применяющих систему классического греческого образования. Мы с мужем выступали с речью в одной из таких школ и имели возможность наблюдать за детьми, учащимися по этому методу. В каждом доме, применяющем этот метод, есть стена с карточками, на которых изображены портреты правителей и даты основных событий истории. Каждый ребенок знает песенку об этих правителях и еще одну о событиях. При этом о самих правителях и событиях он не знает почти ничего.

Получается, как с Айболитом, - стишку научили, а что такое Сахара и Килиманджаро рассказать забыли.

гора Килиманджаро
гора Килиманджаро

Дети обязательно должны учить наизусть. Но мисс Мейсон советовала запоминать то, что будет пищей для дальнейшего размышления. Выучить «Мороз и солнце! День чудесный…» или «Рюрик, Игорь, Ольга, Святослав - это 9 и 10 век» - это две огромные разницы.

О чем ребенок может размышлять, выучив имена 4 людей, которые жили в 9 и 10 веке? Чем он может накормить свой ум и воображение, пропевая эти слова (их предлагается запомнить в песенке)?

Он не знает этих людей. Может быть, ему предложат несколько фактов из их биографии, но это не оживит для ребенка ни Ольгу, ни Игоря. В фактах нет жизни.

Теперь представьте, что вы почитаете ребенку историю о жизни Ольги, интересные рассказы о жизни Игоря. Без сомнений тогда он сможет их представить, он как будто с ними познакомится и тогда он будет их помнить. Тогда вам будет легко сказать, что Ольга правила на Руси в 10 веке. Факты лягут на идеи и запомнятся.

Именно идея должна быть тем рейлингом, на который мы навешиваем крючочки знаний, а не наоборот, как предлагается в Классических Беседах.

Или такая картина. Мама по дороге в школу спрашивает дочь: Кто такой борец? Что такое чугун? Что такое переплет? - и так далее, слова из разных областей знаний. А ребенок выдает заученное наизусть словарное определение слова. Мне было бы скучно. Честно. Я бы предпочла, чтобы мне читали книги на разные темы и объясняли значение встретившихся в них непонятных слов. Так было бы результативнее, потому как слова нужно учить в контексте. (Правило номер один для изучения слов.)

Тривиум - три стадии обучения в классическом подходе - предполагает, что ребенок в начале своего обучения подобен губке, которая пуста и впитает все, что в нее положишь. Впитать-то впитает, но не насытится, если класть в нее только факты. Шарлотта Мейсон утверждала, что если облечь эти факты в мысли, идеи великих людей, тогда не только мы накормим ум дитя, но и вложим в него настоящую любовь к знаниям.

Главный неф собора в Амьене, Франция
Главный неф собора в Амьене, Франция

Идеи не просто интересны, они несут в себе ценность для любого человека. Поэтому они должны быть главным блюдом на нашем образовательном столе. Факты же мертвы сами по себе, и должны быть только дополнением к основной пище. И лучше не менять их местами.

«Учитель сказал на днях, что ему было трудно преподавать историю по книге Фримена, потому что она содержит слишком много историй из жизни; сказал, не понимая, что истории из жизни и есть живая история, а все остальное мертво,» - писала Шарлотта Мейсон.

Нельзя кормить умы детей, по словам Шарлотты, «белым пеплом, в котором последняя искра пламени подлинной мысли давным-давно угасла». Потому что в такой "еде" нет питательной ценности, это даже не фастфуд. Опять же по словам Шарлотты Мейсон "никогда не будет лишним сказать, что информация не является образованием". Мы учим детей не ради информации и не ради каких-то навыков, так как мы помним, что "цель образования не в том, чтобы снабдить техническими умениями, а в том, чтобы развить личность."

Это главное, что мы должны себе уяснить. И если только у нас получится сдвинуть эту парадигму в своем сознании (ведь нас так учили годами), то у нас получится сохранить в своих детях и жажду знаний, и любовь к ним, и помочь им стать прекрасными людьми.

__________________________

Не забудьте поделиться с другими и подписаться, если вы еще не подписаны.