Общаясь и работая с людьми, можно заметить, что все мы разные. Каждый со своими индивидуальными наклонностями и особенностями. Отсюда появилось такое понятие, как психотип.
Психотип -это комплекс психических характеристик человека.
В этой статье я расскажу о психотипах заказчиков. Какими они бывают, как себя ведут во время работы над дизайн-проектом, во время реализации, авторского, технического надзора и многое другое. Уверен, что именно эта статья будет вам особо интересна, ведь о таком не каждый напишет или расскажет.
Очень важная составляющая любого дизайн-проекта - это работа с заказчиком. Нет заказчика - нет работы. Нет работы - нет денег на дальнейший рост и реализацию.
В работе дизайнера интерьера не всегда будут встречаться хорошие, добросовестные клиенты. По личному опыту знаю, что клиенты бывают разные. Работать с ними или нет не всегда зависит от нас самих, ведь мы можем работать на дядю в студии, и этот дядя уже заключил договор с новым клиентом. А ты обязан эту работу вести и общаться с этим самым клиентов даже, если тот тебе не импонирует.
В школе дизайна нас учили, что любого клиента надо если не любить, то хотя бы постараться на всё время работы установить дружественные отношения, чтобы он в дальнейшем обратился к вам еще и друзей привел. Но для начала нужно поучить психологию людей или хотя-бы начать с изучения психотипов заказчиков. Есть несколько психотипов заказчиков.
Психотип, доверяющий только профессионалам
Такие заказчики предпочитают ничего не знать и всю работу доверять дизайнерам, рабочим и прорабам. Они платят дизайнеру, чтобы спустя время прийти на все готовое. Такой психотип заказчика никогда не приедет на стройку, даже из-за любопытства. У них либо нет времени на это, либо желания, ведь они заплатили, следовательно это не их работа.
И все бы хорошо, если бы не одно НО. Бывают случаи, когда такие Заказчики придя под финал ремонта, причем это их первый визит, видят всю картину и заявляют, что они хотели совсем не это. Либо цепляются к каждой мелочи, могут задавать море вопросов, затем еще уточняющие вопросы и так до совершенства. Они требуют от наемников 100% профессионализма и, как правило, с таким психотипом трудно найти компромисс: часто приходится многое переделывать уже после финиша.
Старайтесь хотя бы по первой встрече определить подходит ли ваш новый заказчик под параметры такого психотипа? Если - да, то старайтесь работать на опережение. Если он требует идеала, то будьте им. Не заискивайте перед ним, а уверенно задавайте вопросы, звоните, если что-то непонятно. Каждый этап работы старайтесь согласовать с ним. Высылайте фото, видео, мини-отчеты и т.д. Покажите ему, что вы действительно работаете. Но заранее предупредите такого заказчика, что будете задавать ему вопросы, много вопросов, уточните в какое время ему удобнее звонить, в какое время или дни недели беспокоить нельзя.
Психотип, доверяющий только себе.
Сложный психотип заказчика. Такой психотип не доверяет никому. Он будет лезть везде, где захочет и когда захочет. Ведь он платит, и дизайн-проект вы делаете в его квартире/доме, в его собственности. Ждите множество проверок, даже незапланированных. Такой заказчик может сам звонить вам по несколько раз на дню, проверять сметы, спецификации в надежде, что вы пытаетесь его надуть на деньги. Именно в надежде.
Такой заказчик будет экономить на всем. С вас - пытаться выбить самые большие скидки за проект, а также скидки на материал и оборудование, которые вы обязаны ему предоставить. Опять же, это он так думает. Часто работу придется переделывать именно из-за того, что заказчика не устроит цена.
Если вы на первой встрече видите, что заказчик напоминает вам именно психотип, который доверяет только себе, то старайтесь работать на опережение событий. К примеру сразу обозначьте четкий бюджет. Можете даже подготовить специальную анкету, где распишите бюджет на категории: прихожая столько-то, санузел столько-то, кухня - столько-то и т.д. Важно понять, на что клиент готов платить большие деньги, а на что нет. После чего старайтесь найти для него самые выгодные предложения, обязательно скажите ему об этом, что вы сделаете все возможное для этого.
Как правило ваши рабочие партнеры, а именно магазины отделочных материалов, мебели и т.д. всегда идут на встречу дизайнерам, особенно, если у Вас с ними уже сложились дружественные отношения, и вы не просто состоите у них на программе лояльности или партнёрской программе.
Ищущий соавторства.
В основном к психотипу таких заказчиком можно отнести людей с большим количеством свободного времени. Это могут быть молодые люди без работы, женщины в декрете, пенсионеры, но не всегда именно они.
Психотипу заказчиков, которые ищут соавторства, порой бывает очень скучно и они также, как и психотип доверяющих только себе могут постоянно лезть в работу, добавлять отсебятины, что-то постоянно менять. Такой психотип заказчиков хочет показать себя во всей красе, доказать свою значимость, а под конец работы заявить, что они сделали половину работы и вы обязаны вернуть им часть денег за проделанный труд. Такие случаи реальны!
Да, такое случается. Здесь важно установить правильный подход к человек. Обозначить границы, но мягко. Дать понять, что вы профессионал, а не соавтор или партнер. Это ваша работа, не давайте ее отнимать у вас. Попробуйте подыграть, но с профессиональной точки зрения.
Творческий и активный психотип.
Этот психотип многим напоминает предыдущего, который ищет соавторства. Но у творческого и активного психотипа есть ряд своих особенностей.
К такому психотипу заказчиков относятся, как вы уже могли догадаться, творческие натуры. Скорей всего у них масса свободного времени, зачастую они сами не знают, чего хотят от вас и от проекта в целом. Ветренный психотип: часто меняет планы, время встречи, идеи. Много предлагает разных вариантов развития событий, это может начинаться уже на первой встрече и тянуться до самого конца проекта.
Нужно быть всегда начеку. К примеру, пропишите в договоре на дизайн-проект количество бесплатных изменений, допустим их будет три. Всегда фиксируйте любые изменения, которые приходится вносить по инициативе заказчика, в ваших чертежах и прочих документах. Пусть заказчик ставит подпись напротив этих изменений. На четвертое изменение наложите санкции или какой-то процент или просто фиксированную сумму. Заранее предупредите своего дорого клиента о том, что прописано в договоре и что это значит, иначе бесконечность бесплатной, а главное лишней работы будет вам обеспечена.
Обращение:
Ну что, дорогие друзья! Если вы дошли до этой строчки, до хочу вас сердечно поблагодарить за внимание, которое уделили этой статье: значит, она была интересной. А это вдвойне приятно! Если вы не хотите потерять мой канал в сотне тысяч прочих каналов и желаете получать больше нужной, важной и актуальной информации без воды, то подписывайтесь на этот канал и следите за обновлениями. Обещаю, что статей, видео и прочего полезного контента будет предостаточно.
Всем добра и добросовестных заказчиков, партнеров!