Найти тему

Школа на распутье ...

Оглавление

Есть времена, в которые китайские мудрецы рождаться не советовали. Но нас с вами угораздило ))

Мы родились именно в такое время - время перемен.

Никита Хрущев как-то заметил: "Людям, родившимся сейчас, никогда в жизни не придется скучать".

Угадал.

Времена перемен

Еще эти времена называют "Кризис".

Особенность кризисов в том, что абсолютное большинство абсолютно всегда проигрывает.

И если вам хотя бы больше пятидесяти - оглянитесь и посмотрите.

И вы увидите эту абсолютную истину на примере своей прожитой истории.

Кризис, как я уже вам докладывал - напоминает качели. Можно качнуться либо в одну, либо в другую сторону. Причем сильно.

  • Первая крайность - опасность потерять все.
  • Другая - возможность приобрести то, что в другое время никакими разумными усилиями и затратами не приобрести.

Опять же, советую оглянуться и увидеть, сколько миллиардеров появилось в России за предыдущие 20 лет.

Я оглянулся и увидел: они все появились. 102 долларовых миллиардера, согласно оценке Forbes, возникли из "ниоткуда" во времена перемен. То есть их стало в 102 раза больше! ))

Еще в 2000 году не было ни одного, и вдруг - опять! ))

К чему я веду? К образованию

К школьному образованию, как и заявлено в заголовке.

Но подождите, пожалуйста, немного.

Прямое объяснение - это традиционный школьный метод, а традиционная школа переживает кризис. Поэтому традиционные методы по-определению работать уже не могут.

Да и не сторонник я массового образования. Поэтому и пишу подобные статьи для тех, кто умеет думать. А таких оказалось несколько больше, чем я изначально ожидал.

Точка бифуркации в образовании

Чем еще характеризуется кризис? По-умному это называется "Точка бифуркации".

Вы слышали про "эффект бабочки"?

Так романтично назвали в теории хаоса неустойчивое состояние системы, в котором возможны катастрофические, лавинообразные изменения при небольших воздействиях.

«Небольшие различия в начальных условиях рождают огромные различия в конечном явлении … Предсказание становится невозможным» А.Пуанкаре

Именно точки бифуркации имеют в виду люди, когда говорят: важно оказаться в нужное время в нужном месте. )) Смотрите выше по тексту про "эффективных менеджеров"))

Но заметьте: не все стали обладателями состояний. Всего 102 человека. Абсолютное большинство проиграли, оказавшись ниже того уровня, на котором жили до наступления перемен.

И не стоит эмоционально критиковать тех, кто "растащил принадлежащее всем" (как бы принадлежащее). Лучше уловить ключевую идею, понять, что именно происходит во времена перемен и почему критически важно думать - особенно в эти времена. Если мы хотим получить шанс, а не повторить историю неуспеха.

Но это не значит, что нужно делать то, что делает большинство, по-другому.
Нужно делать что-то принципиально отличное от того, что делает большинство.
Почему нам нравятся кошки? Возможно, потому, что они сильные и гибкие одновременно. Неплохая метафора выживания во времена перемен. (Мое фото)
Почему нам нравятся кошки? Возможно, потому, что они сильные и гибкие одновременно. Неплохая метафора выживания во времена перемен. (Мое фото)

Эксперимент, в который я не верю

Социальные психологи провели серию экспериментов, чтобы понять, как устроено массовое "мышление". В частности, они выяснили, что не менее 60-70% людей уверены, что "сосед получает больше".

Так не бывает. Но в толпе так есть.

Я не верю в результаты этого эксперимента, потому. что не видел ни методики проведения, ни методики интерпретации данных. А у психологов с этим всегда было непросто ))

Согласно моим наблюдениям, таких людей никак не меньше 95-98%. И это именно тот процент, который проигрывает во времена перемен.

Это как погода. Это не из серии "не нравится" или "не хочу так". Это закон, который действует одинаково в мире неживой и живой Природы. Действует он и среди людей.

Однако этот закон ничего не говорит о необходимости отдельному человеку оказаться в определенном месте. Как и закон равной вероятности ничего не говорит о том, выпадет ли в очередном броске монетки орел или решка.

Когда люди оказываются в толпе - буквально или виртуально, присоединяясь к общей идее, они перестают думать, а только сильнее цепляются за происходящее в стремлении избежать перемен.

Но избежать перемен невозможно.

Если бы я сейчас дал конкретную рекомендацию, "что делать", то вступил бы в противоречие с самой идеей статьи происходящего в образовании.

Вернитесь к приведенной выше мысли крупнейшего математика 20 столетия А.Пуанкаре о невозможности точных предсказаний во времена перемен.

На предсказаниях можно неплохо заработать, но прогнозы статистически не работают. Это заработок на безумном стремлении большинства к определенности, к удержанию того, что есть, к избеганию перемен.

Это смешно и неэтично одновременно.

Во времена перемен точно известно только то, что как было уже точно не будет.
И точно известно, что большинство проиграет.

Если подумать - это уже немало.

Посмотрите на то, что делает большинство родителей и вы увидите картину поражения.

Но, к сожалению, поражения не родителей, а их детей ...

В логике есть определения позитивные и через отрицание. Оба работают одинаково хорошо. Отрицайте безумие массового поведения - и вы получите хороший шанс.

  • - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - -

А в следующей статье я обещаю показать, почему бессмысленно критиковать школу и к куда нужно смотреть, чтобы увидеть лучшие варианты.