Есть времена, в которые китайские мудрецы рождаться не советовали. Но нас с вами угораздило ))
Мы родились именно в такое время - время перемен.
Никита Хрущев как-то заметил: "Людям, родившимся сейчас, никогда в жизни не придется скучать".
Угадал.
Времена перемен
Еще эти времена называют "Кризис".
Особенность кризисов в том, что абсолютное большинство абсолютно всегда проигрывает.
И если вам хотя бы больше пятидесяти - оглянитесь и посмотрите.
И вы увидите эту абсолютную истину на примере своей прожитой истории.
Кризис, как я уже вам докладывал - напоминает качели. Можно качнуться либо в одну, либо в другую сторону. Причем сильно.
- Первая крайность - опасность потерять все.
- Другая - возможность приобрести то, что в другое время никакими разумными усилиями и затратами не приобрести.
Опять же, советую оглянуться и увидеть, сколько миллиардеров появилось в России за предыдущие 20 лет.
Я оглянулся и увидел: они все появились. 102 долларовых миллиардера, согласно оценке Forbes, возникли из "ниоткуда" во времена перемен. То есть их стало в 102 раза больше! ))
Еще в 2000 году не было ни одного, и вдруг - опять! ))
К чему я веду? К образованию
К школьному образованию, как и заявлено в заголовке.
Но подождите, пожалуйста, немного.
Прямое объяснение - это традиционный школьный метод, а традиционная школа переживает кризис. Поэтому традиционные методы по-определению работать уже не могут.
Да и не сторонник я массового образования. Поэтому и пишу подобные статьи для тех, кто умеет думать. А таких оказалось несколько больше, чем я изначально ожидал.
Точка бифуркации в образовании
Чем еще характеризуется кризис? По-умному это называется "Точка бифуркации".
Вы слышали про "эффект бабочки"?
Так романтично назвали в теории хаоса неустойчивое состояние системы, в котором возможны катастрофические, лавинообразные изменения при небольших воздействиях.
«Небольшие различия в начальных условиях рождают огромные различия в конечном явлении … Предсказание становится невозможным» А.Пуанкаре
Именно точки бифуркации имеют в виду люди, когда говорят: важно оказаться в нужное время в нужном месте. )) Смотрите выше по тексту про "эффективных менеджеров"))
Но заметьте: не все стали обладателями состояний. Всего 102 человека. Абсолютное большинство проиграли, оказавшись ниже того уровня, на котором жили до наступления перемен.
И не стоит эмоционально критиковать тех, кто "растащил принадлежащее всем" (как бы принадлежащее). Лучше уловить ключевую идею, понять, что именно происходит во времена перемен и почему критически важно думать - особенно в эти времена. Если мы хотим получить шанс, а не повторить историю неуспеха.
Но это не значит, что нужно делать то, что делает большинство, по-другому.
Нужно делать что-то принципиально отличное от того, что делает большинство.
Эксперимент, в который я не верю
Социальные психологи провели серию экспериментов, чтобы понять, как устроено массовое "мышление". В частности, они выяснили, что не менее 60-70% людей уверены, что "сосед получает больше".
Так не бывает. Но в толпе так есть.
Я не верю в результаты этого эксперимента, потому. что не видел ни методики проведения, ни методики интерпретации данных. А у психологов с этим всегда было непросто ))
Согласно моим наблюдениям, таких людей никак не меньше 95-98%. И это именно тот процент, который проигрывает во времена перемен.
Это как погода. Это не из серии "не нравится" или "не хочу так". Это закон, который действует одинаково в мире неживой и живой Природы. Действует он и среди людей.
Однако этот закон ничего не говорит о необходимости отдельному человеку оказаться в определенном месте. Как и закон равной вероятности ничего не говорит о том, выпадет ли в очередном броске монетки орел или решка.
Когда люди оказываются в толпе - буквально или виртуально, присоединяясь к общей идее, они перестают думать, а только сильнее цепляются за происходящее в стремлении избежать перемен.
Но избежать перемен невозможно.
Если бы я сейчас дал конкретную рекомендацию, "что делать", то вступил бы в противоречие с самой идеей статьи происходящего в образовании.
Вернитесь к приведенной выше мысли крупнейшего математика 20 столетия А.Пуанкаре о невозможности точных предсказаний во времена перемен.
На предсказаниях можно неплохо заработать, но прогнозы статистически не работают. Это заработок на безумном стремлении большинства к определенности, к удержанию того, что есть, к избеганию перемен.
Это смешно и неэтично одновременно.
Во времена перемен точно известно только то, что как было уже точно не будет.
И точно известно, что большинство проиграет.
Если подумать - это уже немало.
Посмотрите на то, что делает большинство родителей и вы увидите картину поражения.
Но, к сожалению, поражения не родителей, а их детей ...
В логике есть определения позитивные и через отрицание. Оба работают одинаково хорошо. Отрицайте безумие массового поведения - и вы получите хороший шанс.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - -
А в следующей статье я обещаю показать, почему бессмысленно критиковать школу и к куда нужно смотреть, чтобы увидеть лучшие варианты.