Период после Русско-японской выдался для российского флота и России в целом крайне непростым. Ибо мало того, что войну проиграли, еще и в стране революционеры с ума сходят, всякие внутриполитические проблемы, целая куча изменений в экономике, международная обстановка обостряется… Свалилась целая куча проблем, а как и в каком порядке их решать – поди разберись.
Долгое время в советской историографии не особо уделяли внимание периоду после первой революции 1905 – 1907 гг., однако к середине XX века ситуация начала выправляться – одним из первых обративших свой взор на мрачный досоветский Мордор, которого еще не коснулся свет коммунизма, стал К.Ф. Шацилло.
Шацилло пишет, что вокруг дела восстановления флота переплелись все мыслимые и немыслимые проблемы, а нарастающие темпы гонки вооружений не позволяли трезво посмотреть на насущные проблемы флота. Так, например, государство в первую очередь восстанавливало Балтийский флот, а про Черноморский вспомнило далеко не сразу.
Кто-то скажет, что флот не получал финансирования. Однако же, в реальности все было не так. В строительство вливались просто огромные, космические горы денег – и это в условиях страшного дефицита бюджета. Для выполнения заказов государство часто шло на неоправданно большие переплаты. И тут появляются они – монополисты, которые преспокойно гребли деньги лопатами с государственных заказов, и которых так нежно ненавидит Шацилло. Никакая иная отрасль не сулила таких доходов, как судостроение: дорогущие госзаказы были обеспечены на годы вперед, а малое количество судостроительных заводов означало почти полное отсутствие конкуренции. Частные заводы могли выполнять заказы быстрее и даже дешевле, чем казенные – но вместо того, чтобы как-то сбивать нереально завышенные цены частников, казенные заводы были вынуждены уныло снижать свои расценки. Монополисты успешно теснили казенную промышленность.
Денег на свое восстановление также требовала армия, соревнуясь с флотом за звание самого побитого и нуждающегося – к счастью для флота, на его стороне был император, в то время как в армию начали худо-бедно кидать денежки лишь в 1908 году, когда международная обстановка снова накалилась.
Кстати, стоит отметить, что русский флот, несмотря на догоняющий характер развития, старался не отставать трендов – так, более половины судов, что должны были быть построены для Черного моря и Тихого океана, составляли подводные лодки.
Шацилло считал авантюрой надежду закидать всех врагов линкорами, пока армия едва ли получала все необходимое.
Но ведь монополисты, ух, негодяи, да – Шацилло снова вспоминает про них, таких подлецов, мда, все из-за них. Так, о чем это я? А, ну да, монополисты и правда потеряли рамки и просто стригли деньги, не задумываясь о судьбе отечества. Обращаясь с заказами к монополистам, будь то заказ на корпус корабля, снаряды ГК или партию пулеметов, государство часто переплачивало от 30% до 70%. А порой и все 100%. А порой и все 200%. Серьезно.
Еще положение осложнялось тем, что долгое время не было толковой программы развития и восстановления флота. Никто никак не мог договориться: мы строим большие страшные линкоры, надеясь сделать их больше и страшнее, чем у врага, или да?
В 1910 году Россия испытала мощный экономический подъем, что позволил без проблем увеличить затраты на флот – в среднем, с 567.5 миллионов до 716.21 миллионов в год. К тому же, к 1910 наконец разработали новую десятилетнюю программу развития флота. Программа эта была разработана под влиянием «Закона об императорском Российском флоте», к проекту которого была приложена специальная пояснительная записка: «России нужен мощный линейный флот, потому что нужен». Ну или не совсем такая.
/где-то в 1913 году/
Морское министерство: А не пора ли подлатать Черноморский флот? Турецкий флот со своими новыми кораблями будет превосходить наш по огневой мощи в шесть раз. Там как бы угроза не иллюзорная.
Все: А? Ох, сказал бы раньше, чет вряд ли успеем сильно помочь…
Морское министерство: Я и говорил… Еще три года назад.
/занавес/
Возвращаемся к делу. В общем, деньги крутились вокруг всего этого огромные, но без нужного баланса. Ни на Черном море, ни на Тихом океане флот нужных денег не получал, а гигантские военно-морские бюджеты вынуждали экономить, например, на… железных дорогах. Что ой как аукнулось потом армии во время войны, да, вы правильно подумали. Ну и, конечно, монополисты, кхм, извините. Да, многие критикуют Шацилло, так что отчасти повсеместное осуждение монополистов можно списать на советскую риторику. Но тем не менее, их влияние было объективно достаточно велико.
Далее у нас материалы историка Л.Г. Бескровного.
До Русско-японской, из-за слабости сухопутных сил на Дальнем Востоке и невозможности перебрасывать по Транссибирской магистрали 100500 миллионов человек за раз, было решено, что главной силой на Тихом океане должен стать флот. Ну а дальше Порт-Артур, все дела, вы знаете – не получилось. Обострение международной обстановки и изменение баланса сил вынудили пересмотреть геополитические приоритеты. Теперь в первую очередь надо было усиливать Балтику и Черное море, но Россия еще не успела толком оправиться после Русско-японской, что видится Бескровному одной из главных причин, почему Россия не успела должным образом подготовиться к ПМВ.
Однако, прогресс не стоял на месте – как в техническом плане, так и в плане тактических штук. Это отразилось в новой классификации кораблей. Вот классификация, использующаяся военно-морским флотом с 1892 по 1907 г.
1. Броненосцы
2. Крейсера 1-го и 2-го ранга
3. Минные крейсера
4. Канонерские и мореходные лодки, лодки береговой обороны
5. Пароходы
6. Яхты
7. Транспорты
8. Миноносцы
9. Миноноски
10. Учебные суда
11. Портовые суда
Перед Русско-японской контрминоносцы и госпитальные суда были выделены в отдельные классы. Основную роль играли эскадренные броненосцы, крейсеры и мореходные канонерские лодки, а остальные корабли (броненосцы береговой обороны, береговые канонерские лодки, эскадренные миноносцы и миноноски) предназначались для оборонительного боя.
В связи с развитием минного оружия и подводных лодок, а также в целом на основе болезненного опыта Русско-японской войны, к июню 1915 года была утверждена новая классификация, разработанная Морским генеральным штабом.
1. Линейные корабли
2. Линейные крейсеры
3. Крейсеры
4. Эскадренные миноносцы
5. Миноносцы
6. Подводные лодки
7. Заградители
8. Тральщики
9. Канонерские лодки
10. Речные канонерские лодки
11. Учебные суда
12. Транспорты
13. Посыльные суда
14. Яхты
15. Гидрографические суда
16. Портовые и крепостные суда
17. Блокшивы
Тут можно отметить, что минное оружие и подлодки долго недооценивали, так что воспринимать их всерьез их начали довольно поздно.
Еще один класс кораблей, зарождающийся в мировых флотах перед Первой мировой войной – это авианосцы. В ПМВ они впервые нашли серьезное применение. И пусть в представленной классификации авианосцы и не указаны, в России все-таки был один такой корабль – гидроавиатранспорт (или авиаматка) «Орлица». Так что да, в России все же старались хотя бы опробовать военные новинки.
В целом, основную ставку делали на тяжелые артиллерийские корабли, так что в приоритете были работы по постройке современных линейных кораблей и наиболее близких к ним броненосных крейсеров.
В 1906 году англичане построили легендарный «Дредноут», задавший новые стандарты для всех будущих линкоров. После этого российские конструкторы самостоятельно разработали проект нового линкора, что был даже круче «Дредноута» и других потенциальных конкурентов. Так появились первые российские линкоры-дредноуты, корабли типа «Севастополь». До 1914 года на Балтике построили четыре таких линкора: «Севастополь», «Петропавловск», «Полтава» и «Гангут». Военный историк А.А. Керсновский высоко оценивал эти корабли: «Наши четыре "Гангута" обеспечивали нам подавляющее превосходство над силами принца Генриха. Имея эскадренный ход до 24 узлов (скорость свыше контрактной) и вооружённые более дальнобойными орудиями, чем немцы, они могли бы с отличным успехом сразиться и с частями флота Открытого моря, выходившими в Балтику и имевшими эскадренную скорость не свыше 18 узлов».
Красноречивы и слова контр-адмирала А.И. Балкашина по этому поводу: «Появление русских линейных кораблей типа "Севастополь" действительно сделало переворот в кораблестроении».
Несмотря на то, что минное вооружение недооценивалось, российский флот в определенной степени вырвался вперед и по части минно-торпедного вооружения – да, я говорю о «Новике», о котором я писал в своей прошлой статье.
Так что да – поругаться есть, за что, но не забывайте и про достижения. Бескровный весьма высоко оценивает достижения русских кораблестроителей и научно-технический потенциал, но соглашается с тем, что казенные заводы действительно не были в состоянии полностью выполнить весь титанический объем государственных заказов, что позволило вырваться вперед более производительным частным заводам.
Кирилл Назаренко, также военный историк, говорит, что все морские офицеры начала ХХ в считали главным оружием корабля артиллерию, недооценивая минно-торпедное вооружение. Не только в России, но и в других странах руководства флотов сохраняли консервативность. Так что главную ставку делали на линейные корабли.
Гонка вооружений в стане линкоров шла такими безумными темпами, что предпринимались попытки хоть как-то ограничить строительство новых линейных кораблей. Впрочем, с началом Первой мировой темп гонки лишь возрос. После Русско-японской российские линейные корабли были представлены старомодными броненосцами, вроде черноморского «Евстафия». Потом грянул «Дредноут», и в России зашевелились – в конце 1914 на Балтике появились первые линкоры-дредноуты, типа «Гангут» aka «Севастополь» (строили и другие дредноуты – например, линкоры типа «Измаил»). Они превзошли «Дредноут» и приблизились к немецкому «Кайзеру», но уже в 1915 и 1916 у немцев появились «Принц-регент Луитпольд» и «Байери» соответственно, что снова превосходили русские дредноуты. Даже несмотря на трудности с финансированием, что со временем ослабли, но все равно сохранялись, Россия не могла отказаться от дредноутов, хоть и отставала в их строительстве.
Все мощнейшие державы мира строили линкоры: Великобритания, Германия, Россия, Османская империя и даже Австро-Венгрия. Про флот Австро-Венгрии в то время даже шутили, что это был «самый бессмысленный флот в мире». Про него у нас даже статья есть. Так или иначе, это было отображение всемирной тенденции: если у тебя нет линкоров, то ты не в праве считаться великой державой. Линкоры заказывала даже Греция. Наличие линкоров было вопросом не только военной необходимости, но и международного престижа. Даже после 20 лет после Первой мировой войны, уже в СССР, поднимался вопрос о строительстве линейных кораблей. После Великой Отечественной про линкоры вспомнили снова, и, опять же, это был не столько вопрос военной целесообразности, сколько вопрос авторитета в глазах мирового сообщества.
Так, снова отвлекся. На этом будем потихоньку заканчивать, так что давайте пробежимся по итогам.
Путь русского флота в преддверии Первой мировой был сложен и тернист. Поражение в Русско-японской и особенно ущерб, нанесенный Балтийскому флоту, вынудили в первую очередь сосредоточиться на восстановлении былой мощи. Это определило характер развития флота как преимущественно догоняющий. Восстановление пытались совмещать с техническими новшествами и развитием в новых направлениях, но возможность этого была ограничена.
Одним из основных факторов, сковывающих развитие флота, были проблемы с деньгами. Государство не могло разорваться между армией и флотом. За финансирование велась напряженная внутренняя борьба. Программы развития рождались в спорах и к моменту принятия не всегда соответствовали требованиям времени.
При этом научно-технический потенциал России, несмотря на все проблемы, был велик, однако внутренние проблемы и догоняющий характер развития не позволили полностью реализовать научно-технический потенциал. Русскому флоту так и не удалось полностью преодолеть техническую отсталость, но если бы не колоссальные вложения государства, разрыв мог быть еще больше.
«…Наши силы, по сравнению с неприятелем, были ничтожны», – вспоминал Г. К. Граф, старший офицер эсминца «Новик», о положении на Балтийском флоте перед войной. Тем не менее, набранных в предыдущие годы сил хватило, чтобы приспособиться к новой тактике ведения войны и успешно противостоять грозному немецкому флоту. Подробнее о восстановлении и развитии, а также военных операциях и большой роли миноносного флота я писал в прошлой статье.
В целом же, можно сказать, что, даже несмотря на свое непростое положение, русский флот развивался в соответствии с общемировыми тенденциями, и делал это настолько успешно, насколько это представлялось возможным в тех исторических условиях.
На этом пока все!..
В общем, если вас интересует история флотов первой четверти XX века, то рекомендую ознакомиться с другими статьями на эту тему – так вы получите более широкое представление о том периоде.