Время чтения: 5 минут
Подумайте, когда вы последний раз тратили 5 минут вашего свободного времени на что-то полезное?
Ответ все равно один: совершенствоваться нужно всегда.
Предлагаю разобраться что такое облигация, какие у нее основные параметры, и как меняется ее доходность.
Определение облигации:
Облигация – это долговая ценная бумага.
Параметры классической облигации:
· НОМИНАЛ (номинальная стоимость)
Номинал играет важную роль, потому что это та сумма, которую эмитент вернет владельцу-инвестору в конце срока облигации. Нормативно нет никаких требований к тому, какой должен быть номинал у облигации. Эмитент выбирает это самостоятельно. Но деловая практика говорит о том, что инвесторам удобно, чтобы стоимость была равной, и традиционно она равна 1000. На российском рынке – это 1.000 рублей, на европейском – 1000 евро, на американском – 1000 долларов. Но, опять же, эмитент может менять эту стоимость.
· СРОК
Облигация должна иметь срок погашения. У всякой облигации есть своя точная дата\конечный срок. В настоящее время бессрочных облигаций не предусмотрено законодательством. Раньше бессрочными облигациями пользовались многие страны, но сейчас это практикует только Великобритания.
Но не все инвесторы ждут, пока облигация будет погашена. Например, срок погашения наступает через 30 лет. Кто будет ждать столько времени? Да инфляция сожрет всю прибыль!
Отсюда две закономерности, которые стоит усвоить:
· чем дольше облигация, тем ниже ее начальная цена продажи;
· чем ближе срок погашения облигации, тем ближе ее цена продажи к номиналу.
Почему? Очень просто. Если вы купили облигацию номиналом в 1000 рублей за 800 рублей, то захотите ее продать с прибылью. И выставите на биржу за 830 рублей или 840 рублей (например). Следующий инвестор продаст ее еще дороже.
· КУПОН
Обычно устанавливается в виде определенного процента от номинала. Кроме того, что эмитент устанавливает купон, он также должен установить периодичность его выплаты. Обычно купон платится не реже, чем раз в год, хотя это может меняться от одной облигации к другой.
· ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ
Нормативы позволяют выпускать необеспеченные облигации, но объем их выпуска ограничен. Поэтому, большинство облигаций имеют ту или иную форму обеспеченности. Наличие обеспеченности повышает надежность облигации, и делает получение выплат для инвесторов более высокой.
То есть, еще один фактор, влияющий на цену облигации – надежность эмитента.
Например, в банкротство Сбербанка мало кто верит. Поэтому его облигации будут дороже. А если облигации выпустит какое-нибудь ООО «Инвестпривет», о котором мало кто чего слышал, то уверенности у инвесторов в выплате не будет.
Дефолты по облигациям случаются регулярно, даже у устойчиво развивающихся компаний. Поэтому, чем менее надежен эмитент, тем ниже будет цена облигации. Инвесторы не хотят рисковать, и поэтому просто не покупают ценные бумаги. А раз ниже спрос – то ниже и предложение. Чтобы продать хоть за что-то, продавцы снижают цены.
ДОХОДНОСТЬ
По облигациям эмитент выплачивает купонный доход – это обязательно. Поэтому долговые бумаги считаются более надежными и предсказуемыми в плане доходности, чем акции.
Очевидно, что чем выше купонный доход, тем больше заработает инвестор. Например, один эмитент предлагает 5% от номинала, а другой – 10%. Понятно, что спрос на второй тип облигаций будет выше. А раз больше спрос – то выше предложение. А выше предложение – выше цена.
Поэтому в итоге цена первой облигации останется на уровне 1000 рублей (100% номинала), и инвесторы будут получать по 50 рублей прибыли (5%). А вторая облигация возрастет в цене до 1050 рублей (105% номинала), и прибыль инвестора составит фактически те же 50 рублей (10%). Нет, конечно, инвестор получит все 100 рублей купонного дохода, но ведь он уже потратил 50 рублей на переплату сверх номинала облигации. Поэтому такая доходность будет только для него.
Кажется, что обе облигации одинаково доходны, но второй вариант всё же предпочтительней. На следующий год инвестор получит все 10% (т.е. 100 рублей), уже без переплаты. А если захочет продать облигацию, то продаст ее за 1050 рублей, и вернет свою переплату в 50 рублей.
Из-за высокой доходности продажная цена облигации может превысить цену номинала. Поэтому иногда облигации продаются дороже, чем они стоят.
СТАВКА ЦЕНТРОБАНКА
Казалось бы – при чем тут это? Но именно ключевая ставка – один из главных факторов, влияющих на то, почему меняется цена облигации.
В прошлом посте я уже объясняла, что такое ключевая ставка ЦБ – переходите по ссылке.
Чем выше ключевая ставка, тем выше ставка по депозитам и одновременно по кредитам. Если ключевая ставка снижается, то стоимость кредитов падает, как и доходность банковских депозитов.
Таким образом, основными факторами, влияющими на стоимость облигации, являются: начальная продажная стоимость бумаги при размещении, надежность эмитента, величина купона и ключевая ставка Центробанка. Всё это влияет на спрос и предложение.
В общем случае, чем выше спрос, тем дороже долговые бумаги, чем ниже – тем дешевле, хотя в реальности всё сложнее и нужно иметь в виду множество факторов. Но эту модель нужно учитывать при покупках и продажах. Лучше покупать, когда облигация стоит дешевле, и продавать, когда дорожает – ну или ждать даты погашения.