Сегодня, дорогие читатели нашего канала, наша мама расскажет две истории из лётной практики: одна драматичная, едва не ставшая трагичной, а вторая - забавная.
"Главный герой этих рассказов в 60-е годы летал вторым пилотом на Ан-2, где командиром экипажа был Владимир Николаевич, отец моего мужа. А в середине 70-х уже я летала на Як- 40 в составе экипажа, которым руководил Станислав Леопольдович (ниже его фотография).
- Впервые эти истории я услышала из уст своего свёкра, а несколько лет тому назад Станислав Леопольдович прислал нам с мужем свою книгу воспоминаний "Небо - судьба моя", с дарственной надписью от автора, где он описывает, в том числе и эти происшествия. Думаю, читателю будет не безынтересно ознакомиться с ними.
История первая, драматичная.
После окончания лётного училища Станислав Леопольдович получил распределение в Усть-Каменогорск, центр Рудного Алтая. После сдачи всех зачётов по допуску к полётам, наступил волнующий момент: первый рейс с пассажирами, на Ан-2, в Семипалатинск.
Долетели благополучно, загрузили багаж и 12 пассажиров на обратный рейс, стали выруливать на полосу для взлёта.
- Но надо знать особенность Семипалатинского аэропорта. В тот день по основной бетонной полосе взлетали и приземлялись военные "Су-7" (скорость приземления 370 км/час), а Ан-2 должен был взлететь с пересечением основной полосы, т.е. поперёк бетонки. Полётами управляли два диспетчера: военный и гражданский, сидели рядом.
Но что случилось в тот раз, почему произошла неслаженность в их действиях, только после получения разрешения на взлёт, когда Ан -2 начал разбег и уже вот-вот должен был оторваться от земли, как молодой пилот, Станислав, интуитивно повернул голову и закричал:
"НА НАС ЛЕТИТ РАКЕТА!"
И тот час нажал на правую педаль, отчего самолёт повернуло чуть вправо. Это и спасло им жизнь. Как потом показали расчёты, не хватило 0,13 секунды, чтобы Су-7 врезался в середину фюзеляжа!
Однако удар всё-таки произошёл, самолёт стало крутить, двигатель загорелся и почти отвалился. Командир перекрыл краном доступ бензина от бензобаков, а Станислав кинулся спасать пассажиров. После их эвакуации, заметил, что пожарные машины мчатся к Су-7, а на его крики и знаки не реагируют.
Позже оказалось, что к истребителю были подвешены ракеты. Ан-2 винтом перерубил пол крыла и тормозные шланги у правого колеса, отчего Су-7 сошёл с полосы и левой частью крыла пропахал полукруг глубиной 40 см.
В итоге все остались живы. Пилота истребителя, капитана, наградили орденом Боевого Красного Знамени. За диспетчера, руководившего полётами в тот злополучный день и которому грозила уголовная ответственность, заступился Главнокомандующий ВВС. У диспетчера было пятеро детей, и его просто перевели в отдел перевозок. Командир Ан-2 после происшествия ушёл на пенсию.
А наш молодой тогда герой просто продолжал свой жизненный путь, связанный с авиацией. Следующим его командиром и наставником стал уже мой свёкр, Владимир Николаевич. Вторая история произошла в полёте именно с ним.
История вторая, забавная. Вторжение китайцев.
- О Владимире Николаевиче автор книги отзывается очень тепло, как об опытном наставнике (в годы войны Владимир Николаевич был инструктором на По-2). И пусть строгом, требовательном, серьёзном, но при этом добром человеке, который заботился о своём пилоте, делился с ним не только знаниями и навыками, но и подкармливал бутербродами и чаем, приготовленными женой командира.
Усть-Каменогорск находится близко к границе с Китаем. А в тот день предстоял рейс по маршруту, включающем в себя посадку на аэродроме, который находился в 300 метрах от границы. В полёте, Владимир Николаевич, попив чаю с бутербродом, разморенный жарой и убаюканный монотонным звуком двигателя, задремал.
На Ан-2,как известно, автопилота нет. Через какое-то время Станислав, тоже почувствовал усталость и решил разбудить своего командира, причём довольно оригинальным способом.
Подлетая к границе, прижал ларингофон к горлу и сделал вид, что вызывает базовый аэропорт Усть-Каменогорск:
- Листочек, повторите, что, китайцы Алексеевку заняли?
От такого радиообмена у Владимира Николаевича сон отлетел мгновенно:
- Что, мне не послышалось? Китайцы Алексеевку заняли?
- Не послышалось, мне только что передали с базового аэропорта.
Лицо Владимира Николаевича покраснело и покрылось испариной. Он схватил ларингофон и стал вызывать базу:
- Листочек, листочек, это правда, что кит....
Дальше Станислав отключил связь.
От такой наглости Владимир Николаевич ещё больше вспотел и негодующе посмотрел на своего пилота.
- Ладно, Николаевич, не обижайся, но ты так громко храпел, что я решил тебя разбудить. Пошутил я, неудачно...
Весь оставшийся полёт Владимир Николаевич не разговаривал и сам пилотировал самолёт. Правда, к концу рейса отошёл и простил. Станислав Леопольдович вспоминает о своём поступке, как о глупости по молодости. Дальнейшие отношения у них были всё равно хорошие.
Эту историю Владимир Николаевич рассказывал мне с юмором. К сожалению, их обоих уже нет с нами. А я их вспоминаю с теплом и огромным уважением. Станислав Леопольдович был человеком разносторонним и талантливым.
Закончить эту статью хочется его стихами:
В самолёте рассветы встречаем, летая,
Рад, что лётною жизнью живу,
Полюбил я просторы и горы Алтая,
Как жених дорогую невесту свою.
Под крылом проплывают озёра, как лужи,
И леса, что подобны высокой траве.
Край суров, но люблю твои знои и стужи,
Буйство рек, что бывает порой, по весне.
Облака разметались в причудливых формах,
Близко так, что рукою их можно ласкать,
Лётный путь наш проходит в затишьях и штормах,
По нему нужно смело и твёрдо шагать.
Ветераны пилоты, что с небом расстались,
С грустью смотрят, как в небе плывут корабли,
И о них говорят, что, мол, всё, отлетались,
Но они небу верность в сердцах сберегли.
И сейчас, только кликни, тряхнут стариною,
Полетят, как и прежде, душой молоды.
И любуюсь я сверху, Россия, тобою,
И хочу, чтоб не знала ты больше войны. "