Найти в Дзене

Этот вопрос регулярно является поводом для недоумения у части любителей Аматорики

Этот вопрос регулярно является поводом для недоумения у части любителей Аматорики. К авторам типологии обратилась Надежда Рыжкова, с просьбой прояснить ее сомнения в части Первой и Четвертой функций (она колебалась между вариантами Первый Сторге/Четвертый Агапе и Первый Агапе/Четвертый Сторге). Мы решили провести двойное типирование чтобы как можно точнее определить психотип, а также выяснить возможные причины, которые послужили источником сомнений.

Материал типирования и его анализ будут полезны тем, кто хотел бы понять разницу между Агапе и Сторге более глубоко. Ниже приведена только небольшая, самая информативная часть проведенного типирования. Авторы благодарят Надежду за разрешение опубликовать эти данные.

Евгений: Надежда, в чем именно заключаются ваши сомнения?

По соционике мой психотип ИЛЭ, а по психософии ВЭЛФ. Третья Логика обеспечивает въедливость и постоянные сомнения. Первая Воля дает очень мощный бонус к самостоятельности и инициативности вообще во всем. А вот Четвертая Физика несколько нехарактерно требовательная и придирчивая.

Изначально я типировала себя в 1А и 4С, я считала свое Сторге низким, потому что признаю в себе сторону, которая ищет, чтобы ей указали путь, которым можно достичь желаемой цели (умею упорно стремиться, однако порой проблема с пониманием, в какую сторону нужно идти, чтобы достичь желаемого). А в Первой Агапе все вроде подходило, я умею позаботиться о себе сама и жить, полагаясь только на себя, мало того, часть про душевную поддержку и использование всяческих методов для радования близких Внимательно запоминаю предпочтения, и потом стараюсь выдавать именно то, что порадует и будет приятно моим людям.

Однако почитав комментарии к статьям и примеры высоких/низких Агапе, я засомневалась, потому что не могу сказать, что мои ответы по Агапе так уж развернуты и детализированы, во многом я мыслю шаблонами в этой области. И да, принимать заботу я люблю не меньше, чем проявлять, правда это ещё нужно разглядеть сквозь мою собственную активность по части заботы о других (близких).

С другой стороны,у меня есть стандарты, вот много представлений о том, "как правильно", большие запросы к себе (в первую очередь) и к окружающим (тут, наверное, ещё играет роль Первая Воля), я очень требовательна. И я всегда думаю о последствиях, смотрю на ситуацию в целом, прикидываю наихудший возможный и наиболее вероятный варианты.

Евгений: Любите ли вы давать советы?

Надежда: Советы и руководства к действию стараюсь давать осторожно, ибо всегда понимаю, что другие люди - это не я. Если человек, о котором идет речь, схож со мной, то буду давать советы на основании собственного опыта. В других случаях на основании чужого опыта или аккуратных логических цепочках. Но тут я стараюсь не сильно давить или активно советовать, тут главное - не навредить.

Комментарий Анны: Осторожность и мягкость в сфере Сторге, опора на жизненный опыт, который можно рассматривать как усвоенные шаблоны, прошедшие проверку жизнью.

Евгений: Если проявляют заботу о вас, как вы ее принимаете?

Надежда: Целиком зависит от того, та ли это забота, которая мне нужна и приятна. Если это то, что я люблю, сделанное так, как я люблю - да, очень люблю и ценю, но если это навязывание мне каких-то своих представлений о жизни, то уверенное или нет, подобное поведение будет воспринято в штыки. Ещё крайне не люблю чрезмерную опеку, и выяснение дистанционное, где я нахожусь, тепло ли мне, поела ли, и "там же так холодно, куда ты пойдешь".

Комментарий Анны: Позиция по вопросам принятия заботы выражена уверенно, без полутонов и сомнений.

Евгений: Есть ли желание воспитывать и направлять в отношениях?

Надежда: В смысле? Сложновато даже понять, о чем это. Воспитывать партнера чисто в жизненных вопросах... достаточно бесполезно, по моему опыту, потому что только попав в определенные жизненные ситуации человек сам понимает что-то новое о себе и о мире, ему можно давать готовые ответы своего опыта, но он без своего собственного, не пройдя того же пути, тебе не поверит, не проникнется. А потом сам поймет, ну или же выберет другой путь.

То есть можно попытаться направить интерес в сторону новых сфер, подвести куда-то, где он сам получит новый опыт и научится, но вот воспитывать... наверное, я ценю чужую личность, какая она есть.

И нет чувства, что я так уж знаю, как лучше, чтоб твердо направлять туда кого-то другого. Такое поведение - взятие полной ответственности за дальнейшую судьбу человека, а это допустимо только на определённом этапе с не полностью самостоятельными людьми (детьми, например, пока растут), а в других случаях не стоит много раз подумать, прежде чем взваливать на себя такой груз.

Комментарий Анны: Вначале вопрос по Сторге вызвал недоумение, непонимание сторгианской лексики. Начало ответа выражает полную неуверенность в возможностях собственного Сторге. Слова “такой груз” говорят о том, что необходимость направлять и воспитывать воспринимается как обуза.

Евгений: А если направляют вас? Какая будет реакция?

Надежда: Что значит - направляют?

Комментарий Анны: прямое непонимание лексики Сторге, открытый уточняющий вопрос.

Евгений: Показывают путь - куда пойти, чем заняться. Например, собирается компания, её нужно организовать и направить - чем люди займутся: будут играть в настольные игры или беседовать.

Надежда: Ну, если мне показывают пути достижения желаемых целей (если это рабочие и эффективные пути) - крайняя благодарность, ибо именно с техническим "как?" часто бывают затыки, недостаточно вижу конкретику. Того, кто будет указывать, каких мне достигать целей в жизни... ну, очень лаконично и очень далеко пошлю.

Я всегда люблю, когда мне предлагают по части досуга что-то новое, новые места, занятия... Я сама редко такое раскапываю, обычно предпочитаю проверенное и приятное старое, но когда мне открывают что-то новое - это классно, я очень благодарна. Ну, если мне понравилось то, что предложили.

А вот насчет "можно" и "нельзя" в отношениях... Ну да, у меня нет об этом четких представлений (все можно, что приятно сторонам, а дальше ситуативно), но если меня перестают устраивать мои ощущения внутри отношений, мне достаточно сложно разобраться, в чем именно проблема, не очень комфортно в этом копаться. Не то, чтобы именно дискомфортно, просто сложно и энергозатратно.

Хотя вот в вопросах непосредственно воспитания (себя, или других, когда это младший, ребенок, к примеру) я бы сказала, что мое функционирование напоминает четвертую функцию - я не испытываю особых метаний, неуверенности, но использую набор шаблонов, которым, возможно, не хватает детальности, но которые в целом работают.

Комментарий Анны: Отмечено, что принятие нужного Сторге (пути достижения желаемых целей) вызывает крайнюю благодарность. Вопросы по сфере Сторге представляются нечеткими, в них сложно разобраться, это энергозатратно.

Анна: Любите ли вы помогать своим близким?

Надежда: Очень люблю помогать людям раскрыть свой потенциал, меня это радует. У меня есть некоторый первичный импульс сделать все за другого, чтобы ему было хорошо (есть стремление "сделать все возможное" для любимого человека), но принцип о том, что это медвежья услуга (лишающая человека возможности учиться этому самостоятельно и приобрести связанный с этим опыт, и вообще все не просто так и не надо лезть в чужую жизнь и жизненный путь, если только не попросят помощи прицельно и не на постоянной основе) ещё сильнее. Потому в первую очередь люблю объяснять людям, почему это важно и необходимо им, и всячески мотивировать их делать это самим, а не делать за них. Считаю это лучшей помощью.

Комментарий Анны: Достаточно исчерпывающе описаны собственные принципы в сфере Агапе.

Надежда: Я в основном именно в эмоциональном плане забочусь, вот вытаскиваю из грусти и внушаю веру в себя, с физическим миром все грустнее, я только всех закармливаю (покупным, правда), то есть стараюсь принести еду туда, где будут голодные люди.

Комментарий Анны: Здесь приведен самоанализ по Агапе, с дифференцировкой, какая помощь удается лучше, а с какой дела обстоят сложнее.

Анна: Какому человеку, на ваш взгляд, более нужна помощь - тому, кто ее принимает легко и с благодарностью, или тому, кто “отнекивается”, но сам не справится?

Надежда: Зависит от того, насколько мне важен результат действий второго, и насколько он уперт. И насколько без помощи не справится первый. Сложно сравнить, если решу, что надо, мне просто проще помочь обоим. Скажем так, мне безусловно приятна обратная связь, но в первую очередь помощь - это мое решение, мне не так важно, насколько мне будут благодарны, я переступаю через чужую скромность (самой знакомо это чувство), когда я вижу, что помощь действительно нужна. Но важно, чтобы это было не обидно, и, ни дай бог, не гнуло там как-то человека, я не продавливаю - кроме одного случая, когда на это завязан общий результат, тогда я могу быть сурова - не можешь, хотя бы не мешай сделать мне, мне не нужен провал из-за твоей гордости.

Комментарий Анны: В этой части типирования предложен достаточно сложный вопрос по Агапе, ответ на который предполагает объемность видения по данному паттерну. Надежда ответила на вопрос полно, без затруднений и дополнительного уточнения. Явно видна доминирующая позиция по Агапе, полная ответственность за принятие решений и умение настоять на своем в случае важности результата.

Евгений: Вы уверенно даете другим людям направление?

Надежда: Не могу сказать, что хорошо "показываю путь", я и со своим все ещё определилась не до конца, хоть меня это и смущает. Скорее могу помочь на конкретном этапе справиться с тем, что есть, а остальное скорее за самим человеком. Но есть факт того, что я хорошо вижу в людях их способности и скрытый потенциал, и часто пытаюсь убедить их попробовать/двигаться дальше в том направлении, в котором, на мой взгляд, они наиболее ярко и результативно раскроются.

Комментарий Анны: В данном тексте понятие Сторге подменено на Агапе. Истинная мотивация - не направить человека, а помочь ему. Умение видеть в других их способности и скрытый потенциал - это базовая ЧИ, а умение подтолкнуть их, убедить совершить действия для его раскрытия - это сильная Агапе. Чисто сторгианское умение “показывать путь” охарактеризовано весьма неуверенно.

Евгений: Если человек вам дает советы и направления.. есть ли желание принимать их от других?

Надежда: Да, определённо есть. Ну, я вообще всегда очень внимательно слушаю все, что говорят люди, извлекаю из этого интересные мысли, и чем больше услышишь точек зрения, тем точнее и объемнее увидишь ситуацию, и сможешь принять наилучшее решение.

То есть решения в итоге будут всегда мои, но чаще всего я готова выслушать чужие мнения, особенно, если это люди, про которых я знаю, что мнение у них здравое и полезное.

И в очень глобальных вопросах, вроде... того же моего призвания, иногда, признаться, хочется, чтобы мне просто пришли и сказали этот мой ответ, и/или как наиболее эффективно достичь желаемого результата, с чего начать и куда прикладывать усилия (в тех случаях, когда я этого не знаю... а они бывают, хоть и редко). Есть некоторая... тяга к авторитетам.

Евгений: От чего легче отказаться - заботиться о себе или направлять?

Надежда: Заботиться о себе в быту и прочем? Тогда первое. В какой-то мере это даже и происходит со мной сейчас в жизни, и эту поддержку я ценю. А так забота о себе обычно идет от желания, чтобы было все именно, как я хочу, а это проще всего получить самой. А с направлением... Просто если говорить за жизнь, не искать собственное направление - это быть во всем ведомой, а я на такой позиции не смогу, даже вроде если иногда и кажется идея привлекательной в конкретных случаях.

Точнее будет даже так - поиск направления для меня порой сложная (в каких-то глобальных вещах, не мелких), но одновременно гиперважная задача, и иногда мелькающее желание получить ответ извне - реакция на эту сложность, но настоящего желания, чтобы это решили за меня, нет, это должно быть мое.

Комментарий Анны: Задачи Агапе рассматриваются как простые и ясные, чужая помощь ценится, но признается тот факт, что проще всего самой удовлетворить свою потребность в заботе, чтобы она была такой, как хочется. А вот вопросы Сторге рассматриваются как сложные и неоднозначные, характерно желание получить именно глобальное направление, и задача оценивается как гиперважная. Из-за некоторой двоякости ответа позже мы провели дифференциацию между версиями Третьего Сторге и Третьего Эроса.

Надежда: Но в целом у меня есть желание раздавать указания, это комфортное для меня состояние, просто я уважаю и права других, кроме того, понимаю, что для активного раздавания указаний нужно быть объективно большим специалистом и авторитетом (а им сейчас очень в малом количестве вопросов являюсь, к слову).

Могу добавить, возможно в тему, что у меня ещё есть (если говорить о мечтах) стремление получить большую известность в том числе для того, чтобы мое мнение обрело вес и я могла бы тем, что говорю (тем или иным публичным образом), влиять и вдохновлять других людей становиться лучше, стремиться к большему и лучшему. Чтобы ко мне прислушивались и я смогла оставить положительный след в умах людей. В том числе такое наследие я бы хотела после себя оставить.

Комментарий Анны: Дана невысокая оценка собственного авторитета. Отмечен мотив, ради которого хотелось бы стать более авторитетной - возможность вдохновлять других. Иными словами, авторитет (абсолютная ценность для высоких Сторге) для Надежды ценен не сам по себе, а для того, чтобы лучше реализовать себя по Агапе.

Заключение от Анны Поповкиной:

Ответы по Агапе даны значительно более полно, объемно и уверенно. Лексика Агапе интуитивно понятна Надежде. Сам характер высказываний производит впечатление направленности на результат, высоких амбиций в сфере Агапе, требовательности, желания принимать решения по заботе и помощи самостоятельно. Заботиться и помогать приятно и радостно. Сложностей и сомнений эта сфера не вызывает. Оценки категоричны вплоть до резкости. Наиболее вероятна такая картина для Первой Агапе.

Ответы по Сторге демонстрируют неуверенность, затруднения с пониманием лексики Сторге, подмену понятий Сторге понятиями Агапе, соционической логики, психософской Воли. Высоких амбиций по Сторге выявить не удалось, есть скорее стремление прислушиваться к авторитетам, нежели направлять кого-то самостоятельно. В целом картина наиболее подходит Четвертому Сторге.

Заключение от Хомбак Евгения:

Психика человека достаточно сложное явление. Чтобы типирование было верным, необходимо отличать восприятие аматорских аспектов от аспектов других типологий. Типирование Надежды примечательно тем, что её психософский и аматорский психотипы могут вносить некоторую запутанность. У Надежды Первая Воля сочетается с Четвертым Сторге - она уверена в собственных желаниях и волевых возможностях, однако активно направлять и воспитывать окружающих не стремится. Первая Агапе сочетается с Четвертой Физикой, что позволяет формировать уверенные, порой настойчивые убеждения о заботе, однако, как отмечает Надежда, их физическая реализация скорее наполнена приобретенными шаблонами, чем собственным творчеством.

Отзыв о типировании от Надежды:

Впечатления отличные! Вот всем! Мне помогли разрешить вопрос по позициям Агапе и Сторге в моем аматорском типе, и я получила лучшее понимание сути самих паттернов, избавилась от некоторых заблуждений, которые у меня были, особенно по части Сторге. Сам процесс типирования был очень детальный и интересный, большое вам спасибо.