Трамп уходит. Несмотря на все потуги республиканцев, громкие заявления и судебные тяжбы, победа Джо Байдена очевидна: 306 голосов против 232 у пока еще действующего президента. Безусловно, это не может не задевать самолюбие Дональда Трампа и подталкивает его к действиям в духе «умру, но ножкой дрыгну!».
И в первую очередь проявляется все это на внешнеполитической арене. Джо Байден уже анонсировал ряд кадровых назначений, среди которых кандидатура нового Государственного секретаря. Им должен стать Энтони Блинкен, выходец из элитарной семьи, занимавший при Билле Клинтоне и Бараке Обаме ряд должностей, связанных с внешней политикой и работавший непосредственно с Байденом в бытность его вице-президентства. Это и другие обсуждаемые назначения означает возвращение команды Обамы. И хотя Байден пытается сделать хорошую мину при плохой игре, заявляя, что политика США при нем не будет копией политики первого чернокожего президента, поскольку мир изменился (в этом, безусловно, есть доля истины и здравого смысла), но все понимают, что основные направления и стратегии внешнеполитических действий новой администрации Белого Дома будут развиваться в русле традиционных представлений демократической партии. А представления эти плотно завязаны на продолжении политики глобализации, чрезмерном использовании армии (вплоть до развязывания войн в различных регионах мира) и поддержке «американских ценностей» по всему миру (читай: беззастенчивое вмешательство во внутренние дела суверенных, но в чем-то не потрафивших Вашингтону государств).
Джо Байден уже анонсировал, что среди его внешнеполитических приоритетов — возвращение США в международные договоренности экологического характера (Трамп, как известно, вывел свою страну из Парижского соглашения по климату от 2014 г.). Изменится и миграционная политика, разумеется, в сторону улучшения условий для беженцев (будут значительно расширены квоты по их приему, отменены страновые ограничения по въезду в США, установленные уходящей администрацией Трампа).
Однако наиболее чувствительным моментом уже стало возможное изменение американской политики на Ближнем Востоке. К числу ярких действий Трампа в этом регионе можно отнести односторонний выход США из иранской «ядерной сделки», а также признание Иерусалима столицей Израиля (в нарушение его международного статуса) и перенос туда американского посольства. И если по поводу статуса Иерусалима новый хозяин Белого Дома вряд ли что-то станет менять, то вот иранский вопрос явно будет подвергнут пересмотру. Возвращение же США в «ядерную сделку» будет означать снятие с Ирана санкций, размораживание его финансовых активов и допуск на мировой рынок иранской нефти.
Такому повороту событий рады далеко не все. Традиционным и непримиримым врагом Исламской Республики всегда был Израиль. Поддержка Хезболлы и Хамаса (признанных в еврейском государстве террористическими организациями), которую оказывал и оказывает Иран, неполиткорректные высказывания и прямые угрозы уничтожить Израиль, периодически звучащие со стороны Тегерана, да и вообще вся история отношений между государствами не дают повода надеяться на их примирение. Поэтому чем хуже Ирану — тем лучше Израилю. И наоборот.
Но и среди мусульманских стран официальный Тегеран имеет врагов. Крупнейшим среди них является Саудовская Аравия, правящая династия которой претендует на духовное лидерство среди суннитов. Шиитский Иран и по религиозным, и по геополитическим причинам (борьба за политическое и военное лидерство в регионе Персидского залива, нефтяное соперничество и т. п.) всегда был и будет для саудитов головной болью и незаживающей раной. Трампу в начале своего президентства удалось заставить Эр-Рияд подписать контракты на закупку американского вооружения на сотни миллионов долларов. Видимо, частью соглашения стал ответный жест — выход из ядерной сделки с Ираном и новый виток напряженности, связанный с попытками максимально осложнить последнему международную деятельность и торговлю.
Угроза возвращения США в соглашения по иранскому вопросу привели к неожиданному результату. В воскресенье состоялся тайный визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Саудовскую Аравию и встреча с наследным принцем Мухаммедом бин Салманом. При этом присутствовал и нынешний Госсекретарь США Майк Помпео. А буквально несколько дней спустя, 25 ноября, из Белого Дома зазвучали угрозы ввести в отношении Ирана новые санкции. Так что администрация Трампа сопротивляется и просто так сдавать свои позиции не собирается. Новому президенту и госсекретарю, похоже, придется разгребать те еще Авгиевы конюшни…
Автор статьи: Алексей Беляев, политолог
Автор фото: носит иллюстративный характер