Боровицкая башня - одна из древнейших и уникальных построек Московского Кремля. Интересен не только богатейший шлейф исторических событий, связанных с Боровицкой башней, но и её неповторимый архитектурный облик, складывавшийся на протяжении нескольких веков. Эта башня не имеет аналогов. Её стены были свидетелями разных эпох, смены правителей и архитектурных стилей. Боровицкую башню можно сравнить разве что с такими знаменитыми кремлёвскими башнями, как Спасская и Троицкая.
Первая Боровицкая башня, предположительно, была построена в белокаменном Кремле при Дмитрии Донском в 1366-1368 годах. Согласно летописным источникам в 1461 году при Великом Князе Василии Тёмном "под бором у Боровицких ворот" была построена первая каменная московская церковь Иоанна Предтечи. Историк XIX века Иван Кондратьев так писал об этом возвышении: "Это место есть маковица Кремлёвского холма, его средоточие, ... первое историческое урочище, вокруг которого впоследствии раскинулась необъятная Белокаменная". Кремлёвский холм ещё до того, как на нём были построены первые стены и храмы в 1156 году, назывался Боровицким холмом. Его название произошло от редкого и ныне забытого слова "боровица", означавшего небольшой бор, сосновая роща. В древности, очевидно, на Боровицком холме рос хвойный лес. Прошли сотни лет, а название сохранилось. По холму названы не только Боровицкая башня и Боровицкие ворота Кремля, но и ближайшая станция метро "Боровицкая".
Саму Боровицкую башню раньше именовали и Предтеченской (по упомянутой уже церкви Иоанна Предтечи), и Чертольской (по местности вокруг Боровицкого холма с оврагами и буераками, под названием Чертолье). Архитектурное своеобразие Боровицкой башни объясняется многослойными изменениями, вносимыми в её облик на протяжении нескольких веков. Начал возводить башню, основание которой сохранилось до наших дней, в 1490 году итальянский архитектор Пьетро Антонио Солари, приглашённый в Москву Иваном III. Под его же руководством была в 1499 году возведена стена от Боровицкой до Водовзводной башни. К Боровицкой башне в те годы был проложен арочный каменный мост через реку Неглинную. В 1666-1680 годах над башней надстроили черепичный шатёр на трёх четырёхгранных ярусах и одном восьмигранном. В те же годы к башне пристроили стрельницу с новым проездом, в арке разместили железную решётку, а мост через реку Неглинную заменили на подъёмный. В 1688 году на шпиле башни впервые установили позолоченного двуглавого орла.
В очередной раз Боровицкую башню перестраивали уже в 1762 году - перед торжественной коронацией Екатерины II под руководством архитектора Ивана Мичурина. При отходе войск Наполеона из Москвы в 1812 году бравые французы взорвали несколько башен Кремля. Под Боровицкую башню заряды не закладывали, но она пострадала от взрыва соседней Водовзводной башни. Взрывная волна сорвала с Боровицкой башни шатровую вершину и частично разрушила древнюю церковь Иоанна Предтечи. Восстанавливали Кремль в 1816-1819 годах реставраторы под руководством Осипа Бове.
В 1821 году после того, как реку Неглинную заключили в трубу, а у стен Кремля разбили Александровский сад, подъёмный мост Боровицкой башни был разобран. В Кремле в 1838 году начали возводить Большой Кремлёвский дворец, и проезд через Боровицкие ворота башни приобрёл новое значение.
В 1847 году древнюю церковь Иоанна Предтечи, пострадавшую при взрыве в 1812 году, было решено разобрать, а её придел перенести в Боровицкую башню, на перестройку которой было выделено десять тысяч рублей. С внутренней стороны Кремлёвской стены к башне была пристроена часовня с шатровым крыльцом, на главку которого установили копию креста древней церкви. Подлинный крест разместили выше, под специальным зонтом, рядом прикрепили табличку с надписью "Сей древний крест церкви Рождества Иоанна Предтечи, построенной в 1461 году, на настоящее место перенесён в 1847 году." В киот над воротами поместили икону святого Иоанна Предтечи.
Церковь в башне освятили в 1848 году. Она занимала весь нижний массив башни. Верхний ярус башни под шатром в том же году переоснастили под звонницу, разместив там колокола из разобранного храма.
В 1863 году башню вновь реконструировали, переложили цоколь, отремонтировали стены, белокаменные украшения и образа над воротами.
В очередной раз Боровицкую башню глобально перестраивали уже в XX веке после революции. В 1920-х годах церковь закрыли, снесли пристроенное к башне крыльцо с шатром и сняли икону с киота. Вместо императорского орла на вершину башни в 1935 году водрузили временную звёзду, которую в 1937 году заменили уже на постоянную "рубиновую", украшающую шпиль башни до сих пор. Высота Боровицкой башни вместе со звездой - 54 метра.
В 1969 году 22 января рядом с Оружейной палатой около Боровицкой башни в Кремле младший лейтенант Виктор Ильин совершил неудачное покушение на генерального секретаря партии Леонида Брежнева. В Кремль тогда неуравновешенный Виктор Ильин проник в украденной у дяди милицейской форме в день заранее объявленной встречи советских космонавтов, членов экипажей "Союз-4" и "Союз-5", с руководством партии. Ильину удалось затеряться в рядах милицейского оцепления и выпустить 11 пуль в приближавшуюся машину правительственного кортежа. В той машине рядом с водителем сидел космонавт Георгий Береговой, которого Ильин принял за Брежнева. За Береговым сидели космонавты Алексей Леонов, Андриян Николаев и Валентина Терешкова. Выстрелами был смертельно ранен шофёр Илья Жарков, Георгий Береговой не только уклонился от пуль, но и перехватил управление машиной. Остальные космонавты успели пригнуться, Николаеву пуля оцарапала спину. При покушении был ранен один из мотоциклистов эскорта - Зацепилов. Он направил свой мотоцикл на Ильина, и закрыл ему сектор обстрела. Брежнева, по некоторым сведениям, в кортеже тогда не было. Ильина судили, и признали невменяемым. Он до сих пор жив, проживает в Питере. Его освободили в 1990 году после лечения в психиатрических клиниках Казани и Ленинграда. Некоторые сочувствовавшие Ильину граждане даже считали его героем, боровшимся с "проклятыми коммунистами".
В те годы в Кремле было две "проездные башни" - Боровицкая и Спасская.
В наши дни из всех ворот Кремля только Боровицкие остались постоянно действующими проездными. Боровицкими воротами пользуется и президентский кортеж. Спасские ворота открывают только в экстренных случаях. Через калитку в Боровицкой башне в Кремль могут войти посетители Оружейной палаты и Алмазного фонда, а выйти - все экскурсанты, купившие билеты в музеи Кремля с осмотром кремлёвских архитектурных исторических памятников. Мы последний раз были в Кремле на выставке "Шедевры русской эмали" в середине октября. Заходили мы тогда в Кремль из Александровского сада через Кутафью и Троицкую башни, а выходили - через Боровицкую.
В этом году до поздней осени у стен Кремля цвели роскошные кусты гортензии, а деревья только в конце октября начали сбрасывать чуть тронутую золотом листву.
От проходной арки Боровицкой башни в Александровский сад можно спуститься по крутой лестнице. В этой части Александровского сада, между Боровицкой и Оружейной башнями, особенно заметен "культурный слой", который образовался за века у Кремлёвской стены. С момента основания Кремля до наших дней почвенный слой вырос на три-пять, а в некоторых местах - на восемь метров. В газете "Новое время" в 1984 году писали, что забытые за многие века Кремлёвской истории тайники, засыпанные подвалы и подземные палаты стали приводить к провалам в почве в третьем отделении Александровского сада. В этом месте в конце сороковых годов археологами был открыт огромный подвал из белого камня. Находили тайные проходы под Боровицкой башней и в прежние времена. При прокладке газовых труб в 1866 году в проезде Боровицких ворот обрушился свод подземного хода. Ремонтировать его не стали, а просто засыпали щебнем и мусором. Руководивший раскопками в Кремле в 1894 году князь Николай Щербатов обнаружил в подземной части Боровицких ворот палату длиной в восемь метров, и высотой в 11 метров. Возможно, Боровицкий холм хранит ещё немало тайн, и где-нибудь под стенами Кремля когда-нибудь ещё удастся археологом обнаружить и библиотеку Ивана Грозного.
Впрочем, глубоко копать не надо, чтобы найти свидетельства древних исторических событий, произошедших ещё до эпохи Ивана Грозного.
Такие свидетельства можно увидеть на Боровицкой башне буквально "на каждом углу". На трёх внешних гранях башни красуются белокаменные гербы, предположительно, сохранившиеся от древнего белокаменного Кремля. Возможно, этими гербами украсил башню Антонио Солари в 1490 году, перенёся их на стены, сложенные из красного кирпича, с ранее существующей белокаменной постройки. По другой версии, выдвинутой историком Олегом Ульяновым, гербы появились на гранях башни в 1817 году, когда Кремль восстанавливали под руководством Осипа Бове.
Один из гербов, с изображением всадника с поднятой над головой изогнутой саблей, можно рассмотреть из Александровского сада. Этот герб называют Литовским, хотя в древнерусском государстве подобный геральдический символ был известен, как "ездец". Его появление в России объясняют династическими связями Ивана III с литовским родом Гедиминовичей - Софья Витовтовна была дочерью великого князя литовского, матерью Василия Тёмного и бабушкой Ивана III.
Второй герб, расположенный справа от проездной арки Боровицкой башни, с изображением льва, терзающего дракона, называют Казанским. По одной из версий, этот геральдический знак символизирует успехи Ивана III в борьбе с Казанским ханством. Хотя ещё на печати Ивана III, доставшейся ему от отца Василия Тёмного, сына великого князя владимирского и московского Василия I Дмитриевича и Софьи Витовтовны, был изображён лев, терзающий змею, а лев - символ Владимирского княжества.
Крайний правый герб, расположенный на юго-западной грани башни, историки считают самым "ценным". На нём изображён двуглавый орёл - геральдический символ Московского государства, избранный Иваном III, считавшим себя преемником византийских императоров. У него для этого был вполне весомый повод после женитьбы на Софье Палеолог - племяннице последнего императора Византии и дочери морейского деспота, у которых двуглавый орёл был родовым знаком. Раньше было принято считать, что самое древнее дошедшее до нас геральдическое изображение двуглавого орла, как символа Московского княжества, встречается на оттиске печати Ивана III 1497 года. Если геральдический орёл на грани Боровицкой башни появился в 1490 году, то можно смело увеличить возраст Российского орла как минимум - на семь лет.
Сравнительно недавно - в 2016 году на площади напротив Боровицких ворот был установлен памятник князю Владимиру работы скульптора Салавата Щербакова и архитектора Игоря Воскресенского. В Александровском саду есть ещё пара недавно установленных монументов, выполненных этими авторами. Про один из них - памятник патриарху Гермогену - можно прочитать в моей статье "День народного единства и роль патриарха Гермогена в истории России". Роль князя Владимира, при котором произошло крещение Руси, не вызывает сомнений, но при выборе места для установки памятника князю историки долго спорили. К счастью, монумент решили установить на Боровицком холме, на пустующем газоне, который появился в 1972 году на месте снесённых к приезду американского президента Ричарда Никсона построек Знаменки между улицами Моховой и Манежной. Говорят, что их снесли за одну ночь, а зелёный газон на Боровицком холме после этого получил прозвище "лужайка Никсона".
К памятнику князю Владимиру можно пройти из Александровского сада по наземному пешеходному переходу через Манежную улицу, названную по возведённому в 1817 году Манежу. Следующий мой фотоотчёт будет посвящён ещё одной башне московского Кремля - Троицкой. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.