Найти тему
Писательство

Явление, которое-нельзя-называть

Но все же рискнем – речь пойдет про самоубийства.

Иоганн Гёте в 1774 году подарил миру роман «Страдания юного Вертера», тем самым вызвав не только рьяный интерес к центральной проблеме своего произведения, но и волну самоубийств. Такое подражательство главному герою книги — «суицидальное заражение» — и сейчас носит название «синдром Вертера». Получается, литература и журналистика могут провоцировать такое опасное поведение?

Роспотребнадзор и Роскомнадзор в 2016 году совместными усилиями разработали рекомендации и ряд ограничений для печатных и электронных СМИ, что естественно коснулось и книг. Так, запрещено ставить в заголовок «суицид» или «самоубийство», использовать производные от них слова и упоминать подавляющее большинство причин — всему виной депрессии и наркотики.

Многие помнят, что на фоне этого запрета произошло несколько громких событий в литературной среде: небезызвестный мастер пиара А. Полярный переименовал свою «Сказку о самоубийстве» в «Мятную сказку», ничуть не меняя содержания, при этом прилично заработав, а вот Стейс Крамер и ее «50 дням до моего самоубийства» повезло меньше. Очень уж долго ее обсуждали, анализировали, изымали из продажи и прочее-прочее, пока, наконец, в защиту произведения не выступили дипломированные психологи и знаменитые журналисты, установив, что ее содержание имеет правильную пометку 16+ и не несет призыва к нехорошему действию.

В других странах также существуют нормы, регламентирующие описание случаев или попыток суицида. Так, в Австралии стандарты описания подобных эпизодов призывают ориентироваться на общественную пользу, например, способствовать пониманию причин, оказывать сдерживающее действие на людей, склонных к самоповреждающему поведению, помогать профилактике суицидов в целом. В Великобритании большое внимание уделяется чуткости и деликатности, с которой авторы должны подходить к освещению вопроса. А вот в Южной Африке эту тему настолько грамотно обходят, что даже к журналистам, которые из любого события могут устроить сенсацию, ни разу не возникало вопросов и жалоб.

Что же теперь делать автору, чтобы не попасть на карандаш к Роскомнадзору? Писать рафинированные произведения? Замалчивать проблемы, закрывать глаза на актуальные вещи, которые волнуют его аудиторию? Нет слова «суицид» – нет сложностей? Кажется, это наоборот самый прямой путь к усугублению ситуации…

Без сомнения, писатели имеют сильное влияние на умы своих читателей. Потому, создавая произведения на такие волнующие темы как самоубийство, насилие или терроризм, автору стоит быть предельно осторожным, выдерживая грань между освещением проблемы и пагубным воздействием. Никакой романтизации, одобрения, призывов к действию. Задача автора – описать всю изнанку, которую обычно видит только сам страдающий человек. Важную роль здесь играет чувство такта, с которым хороший писатель сможет найти идеальный баланс, лавируя между запретами и истиной.

Читать произведения на тему самоубийства даже полезно. Мало кто готов уделять время специализированной психологической литературе, но быть подкованным в этом вопросе совсем не лишне. Полезными могут быть Тьерри Коэн «Я выбрал бы жизнь», Джей Эшер «13 причин почему», Николай Карамзин «Бедная Лиза», Александр Островский «Гроза», а также упомянутые выше «Страдания юного Вертера» и «50 дней до моего самоубийства». С их помощью можно понять причины, которые толкают людей на крайние поступки, ситуации-триггеры, ход мыслей отчаявшегося человека и тем самым предотвратить возможную катастрофу с кем-то из ваших близких. И писать об этом стоит однозначно.