Родилась в Москве 20 ноября 1925 года в семье известного советского консула Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер . Была старшей из троих детей (Александр родился в 1931-м, Азарий — в 1937 году).
С 1932 по 1936 год жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», а впоследствии — и генеральным консулом СССР. Во время Большого террора, в ночь с 30 апреля на 1 мая 1937 года Михаил Плисецкий был арестован, расстрелян 8 января 1938 года (реабилитирован во время хрущёвской оттепели). Мать Плисецкой Рахиль была арестована в начале марта 1938 года, вместе с грудным Азарием выслана в Казахстан, в Акмолинский лагерь жён изменников Родины (вернулась в Москву весной 1941 года). Чтобы девочка не была отдана в детский дом для детей изменников Родины, Майю удочерила её тётя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра, Суламифь Мессерер (её брата Александра забрал к себе дядя, Асаф Мессерер).
С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» (хореография Фокина в редакции Суламифь Мессерер) состоялось именно здесь. В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища (педагоги Е. П. Гердт и М. М. Леонтьева), Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.
В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.
В 1966 году подписала письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.
После распада СССР жила преимущественно в Мюнхене (Германия), время от времени вместе с мужем приезжала в Москву или Санкт-Петербург, также ездила в Литву, где у неё была дача неподалёку от Тракайского замка (Майя Плисецкая имела литовское гражданство — она и Родион Щедрин первыми из россиян получили литовские паспорта).
Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда. Согласно завещанию, прах Плисецкой будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.
Творчество
Майя Плисецкая — обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па, так и всего рисунка партии в целом. В её пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии. С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов. Также известна своим феноменальным творческим долголетием.
Партии в репертуаре Большого театра :Китри в балете «Дон Кихот», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Сюимбике в «Шурале», Раймонда в одноимённом балете Глазунова, Царь-девица в «Коньке-Горбунке», принцесса Аврора в «Спящей красавице», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви», Эгина и Фригия в «Спартаке».
После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая становится прима-балериной Большого театра. Хотя балерина танцевала в некоторых балетах Юрия Григоровича, постепенно она встала в оппозицию главному балетмейстеру Большого театра, с годами деление на «партию Григоровича» и «партию Плисецкой» только усиливалось.
В 1967 году Плисецкая сыграла роль Бетси Тверской в экранизации романа «Анна Каренина» (режиссёр Александр Зархи) — через несколько лет она выберет «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта и сама выйдет на сцену уже в заглавной роли.
Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита» (1967, балетмейстер Альберто Алонсо, музыка Жоржа Бизе в обработке Родиона Щедрина), миниатюры «Прелюдия» (1967, балетмейстер Наталья Касаткина) и «Гибель розы» (1973, балетмейстер Ролан Пети), танцевальный спектакль «Безумная из Шайо» (1992, хореограф Жижи Качуляну, «Эспас-Карден», Париж). Плисецкая плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для неё балеты «Айседора» (1976, театр де ла Монне), «Леда» (1978, партнёр — Хорхе Донн, там же), «Курозука» (1995, новая версия балета 1988 года, партнёр — Патрик Дюпон, Дворец Шайо, Париж) и номер «Ave Maya» (1995); начиная с 1978 года танцевала в его «Болеро». Пробовала себя в жанре фламенко, участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро «Астурия» (на музыку Альбениса, 1991) и «Мария Стюарт».
Плисецкая выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина, как «Анна Каренина» (1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985), сама исполняла в них главные женские партии.
По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, «на почве необходимости». Она мечтала работать с Леонидом Якобсоном, другими современными балетмейстерами, однако такой возможности у неё не было. Хореографом она себя не считала, говоря: «Я импровизатор. Я могла, может быть, придумывать режиссёрские ходы, но не лексику».
В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983—1984), а затем Испанского национального балета в Мадриде (1988—1990). В Риме, в Оперном театре в Термах Каракаллы, она осуществила постановку классического балета Глазунова (хореография Мариуса Петипа) «Раймонда» (1984). В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм, где к её репертуару добавился номер Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906).
В 1990 году, в возрасте шестидесяти пяти лет, вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами была уволена из Большого театра Юрием Григоровичем, что вызвало большой общественный резонанс. После этого не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром.
Начиная с 1994 года Майя Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге.
4 мая 2015 года труппа мариинского театра посвятила спектакль «Шурале» Майе Плисецкой.
15 мая 2015 года вместо запланированной церемонии вручения премии на фестивале Цауберзее состоялся вечер-посвящение.
20 ноября 2015 года вместо подготовленного юбилейного вечера состоялся концерт-вечер памяти в Большом театре.
Личная жизнь
В своих мемуарах Майя Михайловна писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным (1923—1953) и Эсфендьяром Кашани. В 1956 году вышла замуж за солиста балета Мариса Лиепу, однако через три месяца они развелись.
В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина (род. 1932). Детей у них не было.
В 1999 году Пресненский суд Москвы по иску Плисецкой к газете «Московский комсомолец» по поводу статьи «Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой» подтвердил, что дочери у Майи Плисецкой нет.
Репертуар
Большой театр
· 21 ноября 1945 — Осень*, «Золушка» Ростислава Захарова
· 29 января 1955 (на сцене филиала) — Сюимбике**, «Шурале» Леонида Якобсона (Батыр — Юрий Кондратов)
· 1960 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Александра Радунского (Иванушка — Владимир Васильев, Царь — Александр Радунский)
· 1956 — Лауренсия, «Лауренсия»
· 1958 — Вакханка, «Вальпургиева ночь» Леонида Лавровского
· 1960 — Хозяйка медной горы, «Каменный цветок» Юрия Григоровича (Данила — Николай Фадеечев).
· 1964 — Жар-птица, «Жар-птица»
· 30 марта 1965 — Мехменэ Бану, «Легенда о любви» Юрия Григоровича (Ферхад — Марис Лиепа, Визирь — Александр Лавренюк, Ширин — Наталия Бессмертнова)
· 1967 — «Прелюдия»* на музыку И. С. Баха, балетмейстер Наталия Касаткина
· 20 апреля 1967 — Кармен, «Кармен-сюита» Альберто Алонсо (Хозе — Николай Фадеечев, Тореро — Сергей Радченко, Рок — Наталия Касаткина)
· 13 июня 1972 — Анна Каренина, «Анна Каренина», постановка Майи Плисецкой совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым, (Вронский — Марис Лиепа, Каренин — Николай Фадеечев)
· 27 мая 1980 — Чайка, Нина Заречная*, «Чайка» (Треплев — Александр Богатырёв)
· 20 ноября 1985 — Анна Сергеевна*, «Дама с собачкой», художник Валерий Левенталь, костюмы для Майи Плисецкой Пьера Кардена (Гуров — Борис Ефимов)
На других сценах
· 1973 — «Гибель розы», балетмейстер Ролан Пети
· 28 декабря 1976 — «Айседора», балетмейстер Морис Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло
· 1978 — «Болеро», балетмейстер Морис Бежар, «Балет XX века», театр Ла Монне
· 19 декабря 1978 — «Леда» (партнёр — Хорхе Донн), балетмейстер Морис Бежар, «Балет XX века», театр Ла Монне
· «Пруст, или Перебои сердца», балетмейстер Ролан Пети
· «Федра» Сержа Лифаря, Балет Нанси
· 1991 — «Астурия» на музыку Альбениса; «Мария Стюарт», хореография Хосе Гранеро.
· 1992 — «Безумная из Шайо», хореограф Жижи Качуляну, «Эспас-Карден», Париж
· 1995 — «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер Морис Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнёр — Патрик Дюпон.
Фильмография
· 1951 — «Большой концерт»
· 1953 — «Мастера русского балета», фильм-балет — Зарема, «Бахчисарайский фонтан» (Мария — Галина Уланова, хан Гирей — Пётр Гусев)
· 1957 — «Лебединое озеро» кинофильм-балет[23]
· 1959 — «Хованщина», фильм-опера — Персидка
· 1961 — «Конёк-Горбунок», фильм-балет — Царь-девица
· 1964 — «Майя Плисецкая», документальный фильм (режиссёр Василий Катанян)
· 1967 — «Анна Каренина», режиссёр Александр Зархи — Бетси Тверская
· 1969 — «Чайковский», сценарист и режиссёр Игорь Таланкин — Дезире Арто
· 1969 — «Новогоднее похищение», фильм-концерт — балерина
· 1974 — «Анна Каренина», фильм-балет — Анна Каренина
· 1976 — «Фантазия», режиссёр Анатолий Эфрос — Полозова (Санин — Анатолий Бердышев)
· 1977 — «Поэзия танца», фильм-балет — «Болеро», «Айседора» Мориса Бежара
· 1978 — «Кармен-сюита», фильм-балет, режиссёр Феликс Слидовкер — Кармен
· 1987 — «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая», документальный фильм (50 мин, режиссёр Борис Галантер)
· 2005 — «Ave Майя», документальный фильм (52 мин, режиссёр Никита Тихонов)
· 2005 — «Стихия по имени Майя», документальный фильм (2 части по 39 мин, режиссёр Никита Тихонов)
· «Прелюдия», хореография Наталии Касаткиной (режиссёр Доминик Делуш)
Мемуары
Майя Плисецкая — автор нескольких мемуаров:
· Плисецкая М. Я, Майя Плисецкая. — М.: Новости, 1994. — 496 с. — 50 000 экз.
· Плисецкая М. Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах. — М.: АСТ, АСТ Москва, Новости, 2007. — 250 с. — 10 000 экз.
· Плисецкая М. Читая жизнь свою.... — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 752 с. — 5000 экз
Это отрывок из ее книги:
«Что тебе еще интересно узнать обо мне, читатель? Что я левша и все делаю левой рукой? Что я всю жизнь страдала бессонницей? Что я всегда была конфликтна? Лезла на рожон попусту? Что во мне сочеталось два полюса — я могла быть расточительной и жадной, смелой и трусихой, королевой и скромницей? Что я предпочитала питательные кремы для лица и любила, густо ими, намазавшись, раскладывать на кухне пасьянсы? Что была ярой футбольной болельщицей? Что любила селедку, нежно величая ее «селедой»? Что никогда не курила и не жаловала курящих, что от бокала вина у меня разболевалась голова? За прожитую жизнь я вынесла простую философию. Простую, как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. И только так»
Признание и награды
· Герой Социалистического Труда (19 ноября 1985) — за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства
· Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из пяти женщин наряду с Ириной Антоновой, Галиной Вишневской, Галиной Волчек и Валентиной Матвиенко)
· Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность.
· Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000) — за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства.
· Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995) — за выдающиеся заслуги в отечественной культуре и значительный вклад в хореографическое искусство современности.
· Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность.
· Три ордена Ленина (27 октября 1967, 25 мая 1976, 19 ноября 1985)
· Орден Трудового Красного Знамени (7 августа 1981)
· Заслуженный артист РСФСР (1951)
· Народный артист РСФСР (1956)
· Народный артист СССР (1959)
· Ленинская премия (1964)
· Золотая медаль Парижа от мэра города Жака Ширака (1977)
· Орден Почётного легиона (Франция)
· кавалерский крест (1986),
· офицерский крест (2012)
· Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984)
· Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003)
· Орден Изабеллы Католической (Испания, 1991)
· Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса
· Орден Барборы Радвилайте (Вильнюс, Литва, 2005)
· Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011)
· Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша)
· Медаль «Про Финляндия» (1968)
· Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
· Золотая медаль «За заслуги перед искусством» (Испания, 1991)
· Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005)
· Доктор Сорбонны (1985)
· Почётный профессор Московского государственного университета (1993)
· 3-е место в опросе «Человек года» в области науки, культуры и искусства, проводимом фондом «Общественное мнение» (2000)
· Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008)
· Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949)
· Премия Анны Павловой Парижской академии танца (1962)
· Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года)
· Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия)
· Премия «Триумф» (2000)
· Премия «Российский Национальный Олимп» (2000)
· Премия «Национальная гордость России» (2003)
· Премия Принца Астурийского (2005, Испания)
· Международная Императорская премия Японии (2006)
· Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009)
· Премия журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Легенда» (2009)
· Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»
· Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013)
· Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2015) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
· Почётный гражданин Испании.
Названы в честь Плисецкой
Пионы сорта «Майя Плисецкая»
· Сорт пионов, выведенный в 1963 году.
· Сорт гладиолусов "Майя Плисецкая " стал лидером, призером и дипломантом Московской выставки-2010.
· Астероид (4626) Плисецкая, открытый 23 декабря 1984 года астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Карачкиной (астероиду 4625, открытому в 1982 году тем же первооткрывателем, было дано имя (4625) Щедрин.
· В октябре 2013 года бразильские художники Эдуардо Кобра (Eduardo Kobra) и Агналдо Брито (Agnaldo Brito) посвятили Майе Плисецкой одну из своих работ. Граффити длиной 16 м и шириной 18 м, включающее в себя изображение балерины в образе лебедя, находится на стене дома в Москве по адресу Большая Дмитровка, д. 16, к. 1.
Память
20 ноября 2015 года, в день 90-летия со дня рождения балерины, имя Майи Плисецкой было присвоено скверу на Большой Дмитровке, между домами 12/1 стр. 1 и 16 к. 1. Доска с названием сквера и информацией о нём размещена на правой стене дома 16 к. 1 — там же, где находится граффити Эдуардо Кобра и Агналдо Брито.
20 ноября 2016 года в сквере Майи Плисецкой состоялось открытие памятника балерине.
Примечания
1. Плисецкая Майя Михайловна / под ред. гл. ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
2. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 20. Плата — Проб. 1975. 608 стр., илл.; 21 л. илл. и карт.
3. «Майя Плисецкая была одной из величайших балерин XX века» – зарубежная пресса | Classica.FM
4. Плисецкая М. М. Я, Майя Плисецкая…— М.: АСТ Москва, 2008. — 490 с.
5. Виктор Фишман. Вечно живой «Умирающий лебедь». Еженедельная независимая газета «Русская Германия», № 2, 2008 (14 января 2008). — Связь времён. Проверено 29 июня 2013. Архивировано из первоисточника 2 июля 2013.
6. Плисецкая завещала развеять её прах над Россией. // «Интерфакс», 3 мая 2015.
7. В. М. Гаевский. Статья в энциклопедии «Балет».
9. Татьяна Кузнецова «Майя Плисецкая: комета должна оставить хвост» Газета «Коммерсант», № 179(3755) от 02.10.2007