Найти в Дзене
Олеся  Орленко

Жан Кастекс отрицает негативные последствия колониализма

Диалектика поправения: в ответ на действия исламистов французское правительство всё больше клонится в другую разновидность правой идеологии, национализм. Отказ от «самобичевания» – т.е. банального признания антигуманности колониализма – льстит ультраправым, из лексикона которых и позаимствован этот термин. Национальное сплочение, гордость за свои корни, антиинтеллектуализм – националистическая риторика из маргинального гетто прорвалась в речи премьер-министра Франции Кастекса и министра внутренних дел Дарманена.

Впрочем, экономический курс, прикрываемый этой риторикой, остаётся неизменным – неолиберальным.

«Мы что должны пороть себя, сожалея о колониализме?!» Эта фраза была произнесена не Марин Ле Пен, а премьер-министром Жаном Кастексом в эфире воскресного выпуска новостей на телеканале TF1. Он расценивает любое возвращение к теме колониального прошлого как признание слабости перед угрозой терроризма. Перед 10-миллионной аудиторией телезрителей Жан Кастекс осудил «все сделки с совестью, на которые уже слишком долго приходилось идти», «оправдывая тем самым радикальный исламизм». Ставя на одну планку исследования прошлого и убийство невинных людей религиозными фанатиками, глава правительства начинает разделять взгляды тех, кто говорит об идентичности. Стоит отметить, что это противоречит заявлениям Эммануэля Макрона, который в 2017 г. назвал колониализм «преступлением против человечества».

К тому же Жан Кастекс потворствует старой риторике правых, считающих любую критику колониального прошлого Франции «самобичеванием». Такая позиция напоминает взгляды Николя Саркози, ярого противника «постоянного покаяния», говорившего в 2005 году о «позитивной роли» колониализма. Заявление премьер-министра прежде всего преследует цель угодить избирателям ультраправого толка. Придерживаясь этой линии, глава правительства обрушился на левых, которых вот уже несколько недель подряд обвиняют во всех грехах: «Всё, хватит! Больше никаких интеллектуалов и политических партий! Нам всем нужно объединиться на основе наших ценностей и нашей истории».

Премьер-министр попросил «национальное сообщество» «сплотиться и гордиться» своими «корнями», своей «самобытностью», чтобы вести «идеологическую борьбу» с терроризмом. Однако единства не получилось, и виной тому его рассуждения о колониализме, особенно в тот момент, когда вопросы национальной памяти постоянно поднимаются в общественных дискуссиях. «Нация развивается, когда она принимает самые тёмные страницы своей истории и не боится говорить о них. Франция должна признать своё колониальное прошлое (...), чтобы сохранить верность идеалам, на которых основана наша Республика», – отреагировал евродепутат Рафаэль Глюксманн, призвав правительство проявить себя в лучшем свете, не вносить раскол в общество и не усугублять путаницу вокруг этих деликатных тем. «Быть вместе и гордиться – значит иметь возможность критически взглянуть на нашу историю», – напомнил официальный представитель ассоциации Attac Рафаэль Прадо.

Что касается Жана Кастекса, то он намерен не ограничиваться одними клятвами и обещаниями, а показать себя в деле. Поэтому премьер объявил о предстоящем роспуске нескольких ассоциаций, не уточнив при этом, ни их названий, ни их вины, и не предоставив юридических оснований, оправдывающих прекращение их деятельности. «Нужно пресекать зло в корне (...), они создают ассоциации и псевдомечети... организуют подпольные школы, используют социальные сети (...). Всё это должно быть в центре нашей стратегии», – добавил глава правительства.

Ну а министр внутренних дел Жеральд Дарманен объяснил в региональной ежедневной газете Voix du Nord юридический смысл правонарушения, называемого термином «сепаратизм»: «Люди, отказывающиеся от оказания медицинской помощи женщиной, могут получить тюремный срок до пяти лет и 75 000 евро штрафа. Аналогичное наказание будет применяться к любому человеку или группе лиц в случае попытки оказать давление на сотрудников государственных служб или при отказе учиться под руководством того или иного учителя». Закон о сепаратизме должен поступить в парламент в январе после его представления в Совете министров 9 декабря.