Найти в Дзене
Yamaha Music

10 мифов о пианистах

Оглавление

Миф 1. Чтобы стать пианистом, нужно иметь длинные тонкие пальцы

На самом деле, это не обязательно. История знает великих пианистов с руками любых форм и размеров. Например, у Сергея Прокофьева пальцы были совсем не длинные, что не помешало ему завоевать мировое признание. Для игры на фортепиано большое значение имеет ширина ладони, а также растяжка и гибкость, которые тренируются в процессе занятий.

Миф 2. Дети обучаются быстрее, чем взрослые

Это не совсем так. Детский мозг ребенка хорошо восприимчив к постижению нового, но у ребенка в силу возраста часто еще не сформирована мотивация и желание заниматься. Взрослый, который действительно хочет научиться играть на фортепиано, занимается с гораздо большей концентрацией внимания и осознанностью и, в результате, обучается быстрее, чем дети. Вы никогда не задумывались, что, например, иностранный язык ребенок может учить в школе 8-10 лет и так до конца и не выучить, тогда как хорошо мотивированный взрослый способен освоить его с нуля за пару лет?

-2

Миф 3. Хорошо играть на фортепиано может только тот, кто начал заниматься в детстве

Никогда не поздно начать заниматься. Ранняя стимуляция нейронов мозга у ребенка действительно помогает становлению музыкального мышления. Но этому также способствует обучение математике и другим точным наукам, а также любые занятия, развивающие координацию, будь то спорт или танцы. Честно говоря, чтобы стать профессиональным концертирующим музыкантом, нужно в большинстве случаев заниматься именно с детства. Для построения исполнительской карьеры нужно успеть заявить о себе в молодом возрасте, пройти через череду фортепианных конкурсов и фестивалей. К тому же, игра на инструменте требует физической тренировки различных мышц, и в этом она похожа на спорт, профессиональное развитие в котором начинается с раннего детства. Но хорошо играть на любительском уровне может каждый, вне зависимости от возраста. Важнее тут целеустремленность и интенсивность занятий.

-3

Миф 4. Ошибается тот, кто плохо играет

Вы не поверите, но звезды тоже ошибаются. Даже самые великие пианисты – живые люди, и они могут на сцене забыть нотный текст или сыграть неправильные ноты, как обычный ученик музыкальной школы. Процесс изучения музыкального произведения долгий и многоступенчатый. Концертирующие пианисты тратят много часов на домашние занятия, прежде чем добиваются желаемого уровня мастерства. Чем раньше получится обнаружить ошибки и проработать их, тем увереннее и свободнее будет себя чувствовать исполнитель на сцене. Так, например, однажды неправильно заученные пальцы могут создать массу проблем в будущем и не позволить сыграть тот или иной пассаж в быстром темпе.

Миф 5. Дома лучше всего заниматься на акустическом пианино, а не на цифровом

Это давно уже не так. Современные цифровые пианино по своим качествам не уступают акустическим, но при этом обладают еще и рядом важных преимуществ. Даже профессиональные музыканты, выступающие с сольными концертами на лучших мировых сценах, помимо акустического рояля обычно имеют дома и цифровое пианино. Эти инструменты обладают настоящей полновзвешенной фортепианной клавиатурой. При этом сами клавиши, размер, механизм их работы и звучание аналогично классическому инструменту, а чувствительность приближена даже не к акустическому пианино, а к концертному роялю. Например, компания Yamaha уже 120 лет производит акустические инструменты от небольших пианино до концертных роялей и весь свой накопленный опыт применяет в производстве цифровых инструментов. Такое пианино не нужно настраивать и его можно спокойно передвигать. Но, самое главное, на цифровом инструменте можно играть в наушниках, не беспокоя окружающих! Слуховым ощущениям пианиста уделяется особое внимание. Например, в профессиональной серии Yamaha Clavinova используется инновационный метод бинаураульного сэмплирования, что позволяет исполнителю чувствовать себя за концертным роялем, даже во время игры в наушниках.

Читать дальше: Как выбрать цифровое фортепиано

Миф 6. В нотах нельзя писать и рисовать

Профессиональные музыканты вносят пометки в ноты. Они могут добавить аппликатуру, обвести кружками трудные места, выделить размер и т.п. Начинающим музыкантам также полезно фиксировать в нотах фразы, акценты, помечать указания громкости или агогики. Смотрите на свои ноты как на рабочие тетради, а не книги, в которых нельзя писать. Когда вы работаете над произведением, конечная цель состоит в том, чтобы играть его хорошо. Это означает, что вы должны запомнить массу деталей и нюансов и работать над ними достаточно продолжительное время. Хорошо, если важные моменты будут зафиксированы в нотах, и вам не придется каждый раз судорожно вспоминать, о чем вы говорили с педагогом на прошлой неделе. Пользуйтесь карандашом, а не ручкой, чтобы в процессе работы можно было откорректировать пометки.

Миф 7. Когда начал играть двумя руками, больше не нужно заниматься каждой рукой по отдельности

Многие люди считают, что играть каждой рукой по отдельности необходимо только в начале работы над произведением, но это не так. Профессиональные музыканты продолжают учить каждую руку даже в тех сочинениях, которые у них в репертуаре уже 25 лет! Потому что только так, вы можете сфокусироваться на определенных нюансах, которые окажутся скрытыми от глаз и ушей при игре двумя руками. Чем дольше вы занимаетесь каждой рукой по отдельности, тем более уверенной станет потом игра двумя руками. Это полезно делать как в процессе работы над сочинением, так и потом, поддерживая произведение "в руках" продолжительное время.

-4

Миф 8. Ежедневные занятия фортепиано должны быть увлекательным процессом, приносящим удовольствие

Занятия на музыкальном инструменте – это непросто. Так много людей начинают играть на пианино и затем достаточно быстро бросают это дело потому, что они ошибочно полагают, будто занятия музыкой должны всегда приносить сплошное удовольствие. Им кажется, что поскольку они любят музыку и всегда хотели играть на пианино, практические занятия сами по себе будут приятными. В результате, они либо обнаруживают, что это неправда, и бросают, либо продолжают кое-как заниматься без особых результатов. Занятия фортепиано – это большой труд и постоянная работа над собой. Тем не менее, мы не удивляемся, когда человек без специальной подготовки не может сразу решать логарифмические уравнения или прыгать тройной тулуп. Любые высокие достижения являются результатом многодневной практики. Результат – вот то, что доставляет истинное удовольствие! И каждое маленькое промежуточное достижение – это радость и уверенность в собственных силах. Когда вы выучите произведение и будете его исполнять – вот тогда вы испытаете всю массу позитивных эмоций.

-5

Миф 9. Лучший способ довести произведение до быстрого темпа – постоянно играть его от начала до конца, каждый раз немного быстрее

Чтобы играть быстрее, нужно уметь думать вперёд, и это умение нужно тренировать. Заставить свой мозг думать с опережением очень трудно. Однако, можно играть медленно, тренируя способность думать о предстоящем. Как только вы с этим справитесь, можно постепенно ускорять темп, все время сохраняя тенденцию мыслить на несколько нот вперед. Когда голова перестанет успевать за пальцами, исполнитель сразу начнет спотыкаться и остановится.

Миф 10. Пока не выучишь одно произведение, не стоит приниматься за следующее

У профессиональных пианистов в работе одновременно находится 10 – 20 произведений! И каждое из них на разной стадии завершенности. И это хорошо. Переключение между несколькими сочинениями или разными фрагментами одного повышает эффективность занятий. Во-первых, вы не успеваете устать и заскучать. А, во-вторых, когда вы прекращаете заниматься чем-то, ваше подсознание не останавливается и продолжает работать, что значительно повышает общую результативность.

-6