Найти тему

Как не бросить учёбу и дойти до своей цели в английском: чек-лист из 7 шагов.

Оглавление
Катя, Отдел заботы о студентах HOP&SCOTCH. Задача отдела — сделать так, чтобы каждый студент дошёл до своей цели.
Катя, Отдел заботы о студентах HOP&SCOTCH. Задача отдела — сделать так, чтобы каждый студент дошёл до своей цели.

Содержание статьи:

  1. Почему стоит доверять чек-листу
  2. Чек-лист

Что ещё полезного в статье:

  • Классификация возможных целей в английском
  • Классификация видов обучения английскому применительно к целям (к разным целям разный путь)
  • Самые частые причины, из-за которых не удаётся доучиться и способы с этими причинами совладать.

В итоге статьи:

вам станет ясно, что и как сделать, чтобы ваш английский стал таким, как вы хотите.

1. Почему стоит доверять этой статье.

Рассказывает Марина Сухина, со-основатель школы английского HOP&SCOTCH.
Рассказывает Марина Сухина, со-основатель школы английского HOP&SCOTCH.

К 2011 году в попытках выучить английский я наступила на все разложенные на этом пути грабли*.
И одним весенним вечером решила, что если хочешь сделать бизнес, сделай то, чего тебе самому не достаёт**

*О граблях в этой статье.
**Неточная цитата Ричарда Бренсона. Мне кажется, я даже не дочитала эту фразу до конца — настолько с первых слов мне стало ясно, чем я буду заниматься ближайшие... жизнь )

В прошлом я — врач-реаниматолог. Возможно, поэтому в том, чем я занимаюсь сейчас, школой английского, главное для меня — конкретная, измеримая, ощутимая польза людям. Желательно двойная — прямая и косвенная:

1. Прямая — знание английского: качественный переход на новый уровень, орбиту возможностей.

2. Опосредованная — когда вы учите иностранный язык, английский в частности:

— вы инвестируете в главный ресурс — ваш мозг. Наращиваете мощность своей интеллектуальной функции. О роли новых нейронных связей системно, доказательно, подробно у Андрея Курпатова

— у вас появляются новые знакомые. Новые знакомые = новые возможности (это я меркантильно, об эмоциях дальше). Всё, что у меня есть хорошего, есть у меня благодаря кругу общения. Переходы на новые орбиты деятельности, мышления, качества жизни всегда были связаны с людьми: вольными или невольными «авторами моей жизни» (М. Пруст)

— вы попадаете в новую среду. Это работает, как путешествие: возможность увидеть себя и свою жизнь под другим углом, при другом освещении, получить отражение себя в новом зеркале. Переосмыслить, пересобрать, вдохновиться

— у вас могут завестись новые друзья или даже больше. В HOP&SCOTCH сложилось несколько семейных пар и без счёта дружеских отношений

— если вы не "спрыгните", представляете, какой буст удовлетворения и самоуважения вы получите? +100 к здоровой вере в себя.

Я искренно хочу:
—  спрямить путь к вашей цели в английском. Помочь избежать ненужных петель и потерь
— я искренне мечтаю, чтобы в России у большого числа людей и поскорее появился доступ к возможностям, которые открывает владение английским: доступ к открытому миру.

Советы ниже основаны на моём желании помочь, личном опыте и опыте уже почти 10 000 студентов, доверивших свой английский HOP&SCOTCH.

Поехали!

Яна, аккаунт-менеджер корпоративных проектов HOP&SCOTCH. Задача Яны — сделать так, чтобы каждый студент, проект, компания дошёл до своей цели в английском.
Яна, аккаунт-менеджер корпоративных проектов HOP&SCOTCH. Задача Яны — сделать так, чтобы каждый студент, проект, компания дошёл до своей цели в английском.

Чек-лист

Чтобы не оттягивать бесконечно большое и непонятное дело, нужно разбить его на простые шаги. Это основной принцип GTD — Get Things Done, метода, позволяющего разгрузить голову от кома несделанного, фрустрирующего и начать «сделывать».

Этим методом я пользуюсь уже 7 лет. Он позволил мне сделать очень многое, что годами топталось на месте и от чего пухла голова. Неподъёмные на первый взгляд дела сделываются таким методом легко и незаметно.

Шаги, чтобы начать учиться, не бросить и дойти до цели:

1. Выбрать цель
2. Выбрать способ, минимизирующий риск не доучиться
3. Получить расчёт пути к цели: время в часах, месяцах, расписание, деньги
4. Тщательно, не сгоряча запланировать время, деньги, когда начать
5. Начать в выбранное время
6. Продержаться 40 дней
7. Раз в месяц оценивать 2 аспекта пользы.

Шаг 1. Выбрать цель.

Никита, преподаватель HOP&SCOTCH.
Никита, преподаватель HOP&SCOTCH.

Цель 1: Повысить уровень языка.

Примеры частых запросов от будущих студентов в рамках этой цели: «хочу мочь нормально общаться», «мне нужен английский, чтобы работать в международной компании" или "я ещё не решил/решила, но, может, захочу перебраться заграницу, а пока нужно выучить язык», «чтобы свободно чувствовать себя в путешествии», «чтобы мочь полноценно общаться с иностранцами/иностранными коллегами».

К этой цели приводит Основной Курс английского языка. Уровень за уровнем (всего уровней семь) вы равномерно повышаете свою компетенцию по всем аспектам языка: от нуля до уровня эрудированного носителя.

Варианты:

1. Самостоятельно. На том, как не бросить, осваивая язык самостоятельно, в этой статье останавливаться не стану. Это тема отдельной статьи. Здесь стоит сказать о том, что выучить самостоятельно возможно, но это требует недюжинной самодисциплины, готовности разобраться в вопросе и много-много времени. Вы должны сделать сами всё то, что за деньги делегируете школе иностранных языков. Советы тут и тут.

2. В группе. Если группа небольшая, до 8 человек, это — «золотой стандарт»: эффективно, недорого, разговорная практика.

3. Индивидуально. Дорого, зато индивидуально:

  • если хочется учиться именно индивидуально
  • или если в группе не позволяет занятость
  • или если ваш запрос предполагает что-то ещё.
    Например: учиться на материалах вашего любимого ютуб-канала, параллельно осваивать нужные аспекты маркетинга, разобраться в кибербезопасности, учиться и готовиться к вашим текущим задачам на работе: презентациям, встречам и т.д. (примеры из нашей практики).
    Это будет программа, разработанная специально для вас.
Занятие Основного Курса в вечерней группе HOP&SCOTCH.
Занятие Основного Курса в вечерней группе HOP&SCOTCH.

Цель 2. Сдать международный экзамен.

а) Вы знаете, какой экзамен, на какой балл и для чего вам нужно сдать — пропустите пункт b.

b) Вы знаете, что экзамен это круто и точно зачем-то нужно. Но не знаете, зачем и какой экзамен/балл вам нужен.

Что такое международный экзамен:
Международный экзамен — 
единственный способ подтвердить свой уровень английского. Сертификаты, дипломы и прочее, в том числе государственного образца — просто бумага, которая говорит о том, что вы учились на таком-то уровне столько-то часов. И только результат международного экзамена подтверждает, что вы владеете языком на этом уровне.

Для чего нужен международный экзамен:
— чтобы претендовать на
работу
— чтобы
поступить в зарубежный ВУЗ, образовательную программу (MBA, например)
— 
для себя: мало ли для чего пригодится в будущем! Лишним точно не будет и вообще объективизировать свои знания.

Какой выбрать экзамен и балл — в шаге 3 "Расчёт пути".
Подготовка к международному экзамену решается 2 способами:

1. Повысить уровень английского до соответствующего нужному баллу нужного экзамена на Основном Курсе в группе, а к формату экзамена подготовиться на небольшом количестве индивидуальных занятий. Так дешевле и больше разговорной практики

2. Повышать уровень и готовиться к формату экзамена параллельно на индивидуальных занятиях. Дороже, чуть быстрее. И это единственный способ успеть, если на подготовку осталось мало времени. Что такое "мало времени" тоже в шаге 3 "Расчёт пути".
Пока продолжаем выбирать цель.

Студентки HOP&SCOTCH.
Студентки HOP&SCOTCH.

Цель 3. Подготовиться к чему-то за короткий срок.
Например (из наших кейсов): к собеседованию для поступления в нью-йоркскую школу фотографии, для участия в международном кулинарном конкурсе, к презентации продукта перед иностранным инвестором, к переговорам с потенциальным иностранным клиентом и т.д. Тут (на эту же статью я уже ссылалась выше) — пример моего личного запроса из этой категории.

Способ: индивидуальные занятия с частотой, нужной, чтобы уложиться в срок (об этом шаг 3 "Расчёт пути").

Цель 4. Поддерживать и по мере сил развивать язык, не вкладываясь в регулярную учёбу.

Решение:
— поддерживать и развивать
самостоятельно
— или при
помощи школ, курсов: разговорные клубы, программы для свободного посещения за рамками Основного Курса.

Если это ваша цель — пункты дальше вам не нужны. Нужно просто выбрать самому поддерживать язык или с помощью школы. Об этом — целая статья, вам сюда.

Итогом шага "Выбрать цель" вам нужно выбрать Цель.
Например: хочу повысить уровень, то есть, Основной Курс английского языка.

Шаг 2. Выбрать способ, минимизирующий риск не доучиться

Владимир, руководитель Отдела Подготовки  Преподавателей HOP&SCOTCH, ведущий кембриджской программы  Train The Trainer. Основная задача преподавателя HOP&SCOTCH — привести каждого студента к его цели в языке.
Владимир, руководитель Отдела Подготовки Преподавателей HOP&SCOTCH, ведущий кембриджской программы Train The Trainer. Основная задача преподавателя HOP&SCOTCH — привести каждого студента к его цели в языке.

В шаге 1 вы выбрали цель повысить уровень языка или сдать международный экзамен.

Предпосылки не дойти до цели:

  • учиться долго: от нуля до максимального уровня 3,5 года. Если вы не ноль и не нужен максимальный уровень, быстрее, но речь всё равно о многих месяцах или, вероятнее, о годе-полутора-двух. Два раза в неделю, в плохую погоду или хорошую нужно ходить на занятия. На улице чудесная погода, в театре интересное, хочется поваляться дома или в ресторан, а вам нужно идти и учиться
  • надо работать: ходить на занятия, делать домашние задания. Без этих усилий от учёбы не будет эффекта — вы зря потратите время и деньги, получится обычная история "учился-учился, не научился". Как бы много ни взяла на себя школа, учить слова, делать домашние задания, придётся вам
  • периоды "плато": прогресс на уровне Beginner кружит голову — не знал ни слова, через 2 недели на занятии нет русского воообще! Но на Upper-Intermediate легко приуныть: погружаете в голову какое-то невообразимо большое количество нового, а прогресса не ощущаете: вы на входе в уровень были уже независимый пользователь и на выходе независимый... На самом деле прогресс не меньше, чем у Beginner'а, но ощущается слабее
  • школа не та. Не нравится преподаватель, обстановка. Не доверяете профессионализму. Раздражает удалённость и т.д.
Муслим, преподаватель HOP&SCOTCH.
Муслим, преподаватель HOP&SCOTCH.

Как снизить риски:

1. Не принимать решение сгоряча. Если решение начать учиться было эмоциональным, есть риск, что вы не дойдёте до конца, столкнувшись с неожиданными трудностями. Стоит принять решение учиться, сознавая, что придётся вкладывать усилия и время.

2. Запланировать, как и когда вы впишите с свою жизнь новую её часть, зная, сколько времени вам учиться, какое будет расписание, сколько учёба будет стоить, Об этом подробнее в шаге 4.

3. Выбрать школу, курсы. В идеале оставить две-три, из которых вы выберете лучшую для вас в шаге 4.

Чтобы выбрать:

  • почитайте сайт
  • почитайте соцсети. Лучше инстаграм, там вероятнее увидеть больше фотографий и составить визуальное впечатление не по избранным кадрам сайта, а по потоку визуала
  • позвоните или напишите в школу. Можно даже без конкретного запроса. Послушайте, кто и как с вами общается. Формально или по существу, вовлечён ли человек, погружен ли в продукт — для этого стоит задавать простые человеческие вопросы.
    Например, "какие у вас есть гарантии на учёбу? Вот я пройду курс и не научусь, что в итоге? Как оценивается, научился/научилась я или нет?" или "Расскажите о ваших преподавателях. Какова их компетенция?"
    В идеале
    ответы должны быть конкретными: не "преподаватели профессиональные", а уровень, сертификат, метод отбора и т.д. О гарантиях тоже лучше услышать конкретику, а не "вы точно научитесь".

Постарайтесь оценить:

  • вам нравится сайт? соцсети? манера общения школы? стиль?
  • школа вызывает у вас доверие? ощущение профессионализма?
  • преподаватели, что это за люди? Что вы думаете о вашей с ними совместимости: ценностной, культурной, стилистической. Преподаватели похожи на тех, с кем вам будет интересно? Нет ли "неровности" коллектива: когда преподаватели очень разные? Это может таить риск случайно и нетщательно подобранного коллектива, с текучкой и рандомайзером компетентности
  • обстановка школы (если вы выбираете офлайн) вам нравится? Есть ли там что-нибудь приятное: кофе, вкусности, удобство — если вам с первого взгляда неуютно, вы не заставите себя прийти в 10-й раз

4. Выберите формат:

  • вы хотите учиться в группе или индивидуально? Что вам ближе? Всё, кроме подготовки к формату экзамена, можно осваивать и так и так —результат будет один: у группы преимущество практики общения, у индивидуальной учёбы — индивидуального подхода. Но профессиональная школа решит вашу задачу и так и так.
    Что вам нравится больше?
    Ваш график позволяет вписаться в группу? В группе занятия по фиксированному расписанию. Если вы пропустите занятие, группа пойдёт вперёд. При индивидуальной учёбе — если вы предупредите о пропуске заранее и не превсите допустимое число пропусков, материал пропущенного занятия переместится на следующее: курс срок окончания курса сместится, но вы пройдёте весь материал
  • в какие дни недели вы хотите учиться? А в какие дни вы точно не можете или есть риск, что будете пропускать? Не забудьте о спорте, досуге, времени на домашние задания. Вы планируете свою жизнь на много месяцев вперёд
  • вы хотите изучать английский онлайн или офлайн? Эффективность обоих вариантов в хорошей школе одинакова. Что вам ближе: живое общение или уют домашней обстановки и экономия времени на дорогу?
Рита и Маша, преподаватели HOP&SCOTCH.
Рита и Маша, преподаватели HOP&SCOTCH.

В шаге 1 вы выбрали цель быстро подготовиться к событию.

Если времени осталось мало, а освоить нужно много, есть риск не справиться даже на короткой дистанции из-за большой нагрузки. Помочь может:

  • внимательный выбор школы, преподавателя (см. выше) — чтобы была экстра-мотивация не пропустить занятие, постараться сделать домашнее задание. Плюс профессиональная школа даст поддержку.
  • и грамотная оценка своих сил при расчёте пути: если расчёт покажет, что успеть всё можно, только занимаясь 7 раз в неделю, оцените, по силам ли это вам. Лучше не прибегать к "соберись тряпка", вы — живой человек, ваш ресурс небезграничен и качество жизни от сбора тряпки может пострадать. Возможно, стоит "урезать" какие-то пожелания, чтобы сократить программу и учиться в более щадящем режиме.

Итогом шага "Выбрать способ" должен получиться набор:
Цель + Способ + Шорт-лист школ.
Примеры:
— 
Повысить уровень языка + В группе онлайн, один будний вечер один выходной день + Вот эти три школы нравятся
— Подготовиться к конференции + Максимум могу учиться 4 раза в неделю по 2 часа, не в пятницу + Нравятся вот эти две школы

Шаг 3. Получить расчёт пути: время, расписание, деньги, гарантии

Ксения , руководитель отдела Диагностики HOP&SCOTCH.  Цель Диагностики — определить ваше исходное состояние языка (точка А) , цель (точка Б), рассчитать время  пути из А в Б, выбрать способ, понять, цену, гарантии и риски.
Ксения , руководитель отдела Диагностики HOP&SCOTCH. Цель Диагностики — определить ваше исходное состояние языка (точка А) , цель (точка Б), рассчитать время пути из А в Б, выбрать способ, понять, цену, гарантии и риски.

Обратитесь в выбранные во втором шаге школы за расчётом.

Для расчёта нужно:

  1. Определить уровень английского языка, тот, который у вас сейчас. В идеале по каждому аспекту языка и по CEFR.
  2. Уточнить вашу цель:
  • Цель 1 (повысить уровень): интервьюировать вас, чтобы соотнести ваши желания с конкретным уровнем на шкале CEFR.

Пример: "хочу нормально разговаривать" у одного человека подразумевает умение заселиться в отель, заказать еду в ресторане, решить возможные бытовые проблемы в путешествии = уровень Elementary (или Pre-Intermediate, нужно копнуть чуть глубже в расспросе).
А у другого — принимать полноценное участие в философской беседе, эффективно общаться с иностранными подчинёнными = законченный Advanced или Proficiency (тоже нужно дорасспросить).

  • Цель 2 (международный экзамен):

a) (вы знаете, какой вам нужен экзамен и балл) — цель уже предельно ясна, ведь система международных экзаменов непосредственно соотнесена с международным стандартом CEFR.

b) вас нужно проконсультировать о видах экзаменов, какой для чего годится, какой универсальнее, какие результаты имеют срок годности, а какие "несгораемые" — и выбрать в итоге ваш вариант.

  • Цель 3 (подготовка с событию): подробно интервьюировать вас о всей специфике предстоящего события и составить перечень тем, которые нужно включить в программу.

3. Рассчитать время на достижение цели.
Когда цель объективизирована на шкале CEFR, в балле экзамена, сумме навыков, нужных для подготовки к событию — путь считается
в часах.
Вы получаете
цифру: 240 академических часов, или 560, или 28.
Если из вашего списка отобранных школ какая-то не справится с расчётом, лучше не вписываться — "от забора до обеда" не поддаётся планированию, высок риск не добраться.

В сколько месяцев уложатся рассчитанные часы зависит от расписания.
Например, если учиться дважды в неделю по 3 академических часа, 240 часов это 10 месяцев.

4. Соотнести ваши пожелания относительно способов с доступными опциями в школе — выбрать способ.

Например:

  • В шаге 2 вы решили, что вам удобно учиться по выходным.
    А школа вам:
    — это не продуктивно: лучше, чтобы между двумя занятиями был промежуток для усвоения мозгом нового материала, домашних заданий, передышки
    — поскольку это непродуктивно, у нас таких вариантов нет. Но есть компромисс между вашим желанием и нашими реалиями: расписание среда-суббота.
    В итоге вы остановитесь на среде-субботе или выберете другую школу, где есть суббота-воскресенье. Но в этом случае стоит осознать то, что два дня подряд менее эффективны, чем два дня с равными промежутками. Не беда, но стоит учесть, что полтора дня из 2-х выходных будут заняты английским (урок + домашка + урок). Вы готовы на это? Обдумайте, иначе через 2 месяца без выходных есть риск бросить такую учёбу.
  • В шаге 2 вы решили, что для подготовки к поездке готовы на супер-усилия — заниматься 3 раза в неделю по 2 часа (6 часов в неделю, 24 часа в месяц).
    А школа вам: мы с вами рассчитали, что нужно 72 часа. У вас до отъезда 2 месяца. Если заниматься 3 раза в неделю по 2 часа, за 2 месяца мы пройдём 48 часов.
    В итоге нужно или от чего-то отказаться в программе или заниматься по 9 часов в неделю : 3 раза по 3 часа или 4 раза по 2 часа 15 минут.

5. Рассчитать цену способа, который вы выбрали.

6. Узнать о гарантиях.

Диагностическая карта HOP&SCOTCH. В ней все аспекты вашего нынешнего состояния языка, ваша цель, путь до цели в часах и месяцах, цена, что вы должны сделать (процент посещаемости и выполнения домашних заданий), чтобы прийти в точку Б за рассчитанное время.
Диагностическая карта HOP&SCOTCH. В ней все аспекты вашего нынешнего состояния языка, ваша цель, путь до цели в часах и месяцах, цена, что вы должны сделать (процент посещаемости и выполнения домашних заданий), чтобы прийти в точку Б за рассчитанное время.

Итогом шага "Получить расчёт пути" будет:
Цель + Сколько часов, месяцев потребует ее достижение + Как это будет устроено + Сколько денег потребует + Какие есть варианты оплаты + Гарантии

Например: Законченный уровень Upper-Intermediate + 520 часов, 21 месяц + Учёба в группе онлайн по средам с 19:30 до 22:00, по субботам с 10:30 до 13:00 + 6500 в месяц, 136 500 на весь путь или 126 000, если за каждый уровень платить единым платежом, а не в рассрочку + Если я приду на 100% занятий и сделаю 90% домашних заданий школа гарантирует результат или доучит бесплатно.

Шаг 4. Тщательно, не сгоряча запланировать время, деньги, когда начать.

Катя, академический директор HOP&SCOTCH , что-то планирует.
Катя, академический директор HOP&SCOTCH , что-то планирует.

  • Когда вы готовы приступить?
  • Как вы будете платить (единым, в рассрочку, возьмёте кредит?). Единым выгоднее, но нужна здесь и сейчас вся сумма.
    В рассрочку суммарно дороже, но не нужно напрягаться сейчас (на следующем уровне можно перейти на другую схему оплаты). Не получится, что на второй месяц учёбы бюджет на английский вступит в конкуренцию с бюджетом на отпуск?
  • Подумайте о 21-м месяце (из примера в итоге шага 3) не абстрактно, а глядя в календарь. Спланируйте отпуска, поездки. Впишите учёбу на 21 в календарь.
  • Рассмотрите вечер среды и утро субботы не абстрактно, а на календаре. Поймите, как комфортно встроить это в жизнь, куда вставить спорт, развлечения, приготовление еды. А в какие дни и в какое время делать домашнее задание? Это примерно четверть-половина от времени занятий. Прямо вот распишите неделю с включенной туда учёбой. Если сразу не впишется, ничего. Впишется со второго раза. Иначе не удастся выучить английский ) Мозг очень способный, он найдёт решение — главное, загрузите в него задачу и дайте ему время. Тогда решение будет хорошим и вы будете ему привержены.

Итогом шага "Запланировать время" будет:
Как будет устроена ваша жизнь с учёбой + Когда вы хотите начать учёбу + Как вы будете ее оплачивать

Например: Я буду учиться по средам с 19:30 до 22:00 и по субботам с 10:30 до 13:00. Я работаю с 10 до 18 с понедельника по пятницу.
Получается (планирую только свободное, нерабочее время):
— Понедельник: 18 — 19 дорога домой, 19-20:30 ужин, 20:30-21:00 домашнее задание
— Вторник: 18-21:00 свободное время, 21-21:30 домашнее задание
— Среда: 18-19 дорога в школу английского, 19-19:30 общение с одногруппниками, чай, кофе, повторение задания, 19:30-22:00 английский
— Четверг: 19:00-21:00 спорт
ну и так далее. А суббота с 13 до 19 домашние дела, а потом до понедельника — отдыхать!

Шаг 5. Начать, как решили.

Вы решили начать с 11 января, начните подготовку сейчас: дайте школе знать о своём намерении. Если школа профессиональна и не "засовывает" человека абы куда, ей нужно время подобрать вам группу и преподавателя.

Шаг 6. Продержаться 40 дней.

Мария, преподаватель HOP&SCOTCH, не удержалась в кадре.
Мария, преподаватель HOP&SCOTCH, не удержалась в кадре.

Для формирования привычки нужно примерно 40 дней:

  • в самом начале учёбы обычно возникает воодушевление от всего нового
  • но довольно быстро воодушевление сменяется сопротивлением, ностальгией по прежним праздным временам:
    — оказывается, что само собой не делается и нужно тратить время и энергию. А наш организм не любит тратить энергию. Значит то, что ее тратит плохое и надо с этим заканчивать
    — к тому же всё новое — стресс.

С самого начала будьте готовы к этому спаду.
От знания того, что это
естественный этап, уже станет легче его пройти. А самое главное помнить, что осталось потерпеть самую малость — неделю-две и наступит привычка. И вам без учёбы будет уже не так классно, как с ней. Станет непонятно, как на на учёбу могло не хватать времени )

Таймлайн переходного этапа примерно таков: 2-3 недели воодушевления, 2-3 недели спада (уже 35 дней) и вот мы приближаемся к 40 дням, к привычке.

7. Оценивать 2 аспекта пользы.

Катя, руководитель Преподавателей, Контроля Качества работы учебного отдела. Главная цель учебного отдела — приводить студентов к их цели. Работа над удержанием — одно из основных дел Кати.
Катя, руководитель Преподавателей, Контроля Качества работы учебного отдела. Главная цель учебного отдела — приводить студентов к их цели. Работа над удержанием — одно из основных дел Кати.

Вы учитесь, это уже привычно.
Привычка и хороша — позволяет спокойно продолжать, и плоха — она сродни выцветанию: всё, что вам нравилось становится привычным, даже прогресс ) Он не замедлился, но стал привычным, поэтому не вызывает исходных эмоций.

Чтобы не разочароваться и не бросить, стоит:

  • знать о том, что новое всегда вызывает большие эмоции, чем привычное. Эмоция не может держаться месяцами на одной высокой ноте
  • объективизировать то, что вам даёт учёба, чтобы видеть действительный прогресс, а не его ощущение:

Прямую пользу: например, составить список того, чему вы научились за месяц. Осознать, что вы лучше понимаете сериал на английском или начали думать на английском или понимаете текст песен. Или куда свободнее болтаете с иностранцем.

Косвенную пользу: вы уже 4 месяца изучаете иностранный язык! Вы это смогли, вы — молодец! Вы познакомились с 8 новыми людьми, у вас появились новые знания помимо английского, у вас возникают идеи, которые не возникли бы без учёбы. Постарайтесь осознать то, что привнесла в вашу жизнь учёба, чего не было бы без неё.

В конце каждого месяца учёбы мы оцениваем прогресс студента на промежуточном тесте, разбираем результаты, считаем процент посещаемости и домашних заданий. Делаем выводы. Чтобы к концу уровня не осталось пробелов. Чтобы результат воодушевлял продолжать.
В конце каждого месяца учёбы мы оцениваем прогресс студента на промежуточном тесте, разбираем результаты, считаем процент посещаемости и домашних заданий. Делаем выводы. Чтобы к концу уровня не осталось пробелов. Чтобы результат воодушевлял продолжать.