Старый серенький уазик «буханка» нес нас по неровной дороге, выложенной из бетонных плит. Мы были в пути уже несколько часов, и ландшафт за окном стал постепенно меняться: низенькие горки сопок поначалу сменяемые друг другом, стали настоящей редкостью. Им на смену пришли бескрайние болота и редеющие леса, то и дело гниющие в этих самых болотах. Порой появлялись обширные поля тундры. Да, это зрелище завораживало и даже усыпляло. Я бы даже мог бы и уснуть, если бы не постоянная тряска на этой бесконечной дороге. Однако Ромке это уснуть не помешало и он, что-то недовольно бормоча на каждой выбоине, продолжал дрыхнуть.
Помимо Ромы в нашей команде было ещё два человека: Илья, который собственно и был организатором экспедиции и Ира. Вот только, если Илью и Рому я знал еще со студенчества и к походам мы были привычны, то вот девушка для меня оставалась загадкой. Приятная внешность, волнистые рыжие волосы, зеленые с небольшим прищуром глаза, конечно, скорее всего, это была новая пассия нашего негласного лидера и организатора всего мероприятия. Но, несмотря на внешность, мне она все равно как-то не особо нравится. Слишком молчаливая, какая-то отрешенная что ли. Надеюсь, она не станет ныть непосредственно в пешем походе, как одна из подружек Ромы. Вообще у нас после того случая стало негласным правилом – никаких девчонок в экспедиции, но в этот раз мы как-то закрыли на это глаза и, надеюсь, не пожалеем.
Вот наша машина подскочила особенно сильно, и с заднего сиденья недовольно заголосил Рома:
Ребят, сколько я спал? Долго еще трястись будем?
– Не боись, объект не пропустишь, – отвечал уверенно Рома с водительского сиденья, – а ехать еще не долго, вон за той сопкой, по идее, должен быть съезд.
– Очень вовремя, кстати, мне бы как раз выйти, – оживилась Ирина.
Ребята перекинулись еще парой слов, но я уже не слушал, а снова уставился в окно, погрузившись в раздумья о предстоящей дороге, снова и снова перебирая список вещей, которые могли остаться дома. Кажется, в этот момент впервые с самолета мне удалось провалиться в дрему. Даже удивительно, как у меня в тот раз это получилось, наверное, потому, что из-за сильной облачности и земли было не видать и моя аэрофобия давила не так сильно.
Из полудремы меня выдернул радостный окрик Ильи, который означал одно – приехали. И действительно, наш УАЗ стоял посреди небольшой лесной полянки, вокруг росли невысокие северные деревья, и лишь работа старого движка нарушала спокойствие здешних мест.
– Ну что, приключение официально началось? – Весело спросила девушка.
– Да нет, думаю, что оно началось еще в Москве. – Сонно пробубнил Роман.
Но на самом деле, все началось за много дней до нашего перелета в один из маленьких Ямальских городков, а именно в тот самый момент, как в руки Ильи попали какие-то секретные документы про стройку местной дороги во времена Сталина. «Полярный Транссиб», как его называл наш лидер, оборвался где-то здесь вместе с жизнью старого правителя, а все здешние секреты так и остались на рельсах посреди северной тундры. Однако прошло уже порядочно времени и все, что было сокрыто давно вышло на поверхность. Но Илья думал иначе, его всегда тянуло на эти места, так, для своей первой поездки на Ямал он выучил ненецкий, что помогло ему найти друзей среди коренных жителей региона. Своей идеей нового посещения, заброшенного в 50-е объекта, он загорелся еще зимой.
Объект 504, как он назывался в документах Ильи, представлял собой прямоугольный в плане, лагерь посреди лесов и болот Ямала. За это время наш лидер смог договориться через своих друзей о проводнике, продумать маршрут, поднять старые карты и прочее. Даже машину смог найти, если эту развалюху можно так назвать.
Итак, мы собрали рюкзаки, сверились с картами, кое-как замаскировали машину, все же путь в несколько дней и не хотелось бы, чтобы, когда мы вернулись, нас ждала пустая опушка, и отправились в путь. Сейчас уже семь вечера и в любом другом регионе, мы бы, наверное, просто разбили лагерь и заночевали, но тут летом белые ночи и, подгоняемые Ильей мы решили идти, пока усталость не возьмет свое. Он торопился не просто так, дело в том, что его проводник должен будет встретить нас где-то на старой железной дороге, до которой еще надо было дойти.
Но удача была на нашей стороне, и мы добрались до подъема на старую колею еще до десяти вечера. Железная дорога представляла собой удручающее зрелище, остатки колеи с рельсами и кусками гнилых шпал. Сориентировавшись на местности, мы отправились по дороге и без происшествий еще около часа, а затем сошли в по полярному низкий лесок и стали располагаться на ночлег.
На дороге Иру будто бы прорвало, она почти без остановки разговаривала, чем провоцировала недовольство Ромы, но Илья, похоже, относился к этому куда проще и доступно объяснял девушке все тонкости походного ремесла. Правда, тут даже я удивился, потому что вопросы, которые она задавала, выдавали в ней совсем зеленого походника. Тут уже и я вполне серьезно задался вопросом о надобности этого члена команды в столь важной экспедиции. На привале, мне удалось обсудить с Ильей этот вопрос, хотя обсудить это, конечно, громко сказано, потому что он только отшучивался на все мои расспросы, что реально напрягало, уж слишком нетипично такое поведение для него.
Ночь прошла спокойно, только уснуть долго не получалось из-за белых ночей и нехороших мыслей. Проснулся вялым, в ногах чувствовался пройденный путь, по ребятам было видно, что они испытывают что-то подобное, особенно по Ире, уж очень уставшей она выглядела. Илья, кстати, отличался бодрым настроем, было видно, что он горит идеей.
Сегодня предстояло пройти больше двадцати километров, а вечером мы должны били встретиться с проводником. Возможно, дорога не такая уж и длинная, но по железке особо не разгонишься, к тому же постоянно встречались различные преграды, вроде упавших деревьев или небольших речушек, мосты через которые сгнили десятки лет назад и теперь их остатки безобразными кучами торчали из воды. Вчера нам повезло, мостов не было, но сегодня уже через полчаса пути нам встретилось именно такое препятствие. Когда перебирались, не обошлось без первых потерь, я поскользнулся на мокром бревне и теперь иду с мокрой штаниной, к счастью, обувь непромокаемая.
Другой преградой, мешавшей нашему комфортному продвижению, стала природа. Огромное количество различных комаров, мошек и слепней кружило над нами. Да. Репелленты помогали, но эффект был кратковременным и вскоре мы вновь превращались в ходячий шведский стол для местных насекомых. Другой проблемой были звери. И, если следы каких-нибудь оленей или белок привлекали внимание, казались даже милыми, то вот характерные царапины на деревьях и медвежьи следы пугали, особенно Иру.
Путь был непростом, то и дело встречались мосты или другие трудности. Так, например, на одном участке дорога шла между двух болот и, помимо того, что была реальная опасность оступиться и улететь в вязкую жижу, так еще и насекомых на том участке было в несколько раз больше, чем обычно, но мы справились и до обеда прошли без существенных проблем. Однако сразу после дневного привала Ира упала, подвернув ногу, и теперь наша скорость значительно упала. Рома тогда еще хотел было что-то высказать, но Илья одним взглядом смог его успокоить, хотя по лидеру было понятно, что он также волнуется.
Итак, несмотря на все трудности, мы все же встретили проводника, правда, после нашего обеденного привала Илья не давал нам отдыхать, пока не встретим местного, потому что из-за Иры мы шли намного медленнее. Рома даже заикнулся про том, что девушке нужна передышка или отдых и даже предложил вернуться или проводить ее до машины, но эту идею никто не поддержал. И вот, уставшие, мы сидели, лениво обсуждая прошедшее и то, что нам еще предстоит, а чуть в стороне Илья беседовал с проводником, которым оказался коренной житель тундры. От него необычно пахло, какой-то рыбой, что ли, да и одежда у него была самая, по-настоящему национальная, при этом он совершенно не говорил по-русски. Последнее особенно нервировало всех нас, ведь наш лидер был единственным, кто мог общаться с этим человеком.
Дав нам небольшую передышку, Илья снова поднял отряд, и мы, сойдя с железной дороги, пошли через лес. На пути у нас был и какой-то нетипичный для этих мест кустарник, и болото, в котором Ира промочила ноги, а у Рома порвалась лямка рюкзака, который тут же угодил в воду. Так что когда мы дошли до этой «засекреченной» дороги потери были существенны. Тут же разбили лагерь на ночь.
Перед сном нас собрал Илья и поведал все, что рассказал ему Ясавэй, так звали проводника. Итак, по словам местного, мы идем в некое святое место, куда никому живому вообще идти не следовало бы, поэтому до самого объекта Ясавэй с нами не пойдет, а оставит в нескольких километрах до него. Встретить он нас должен будет на том же месте через два дня, то есть по объекту мы успеем полазить достаточно. Еще он сказал, что разводить костры или включать фонарики на том месте крайне нежелательно, мол, это как-то оскорбит его божеств или духов, что там обитают. И вообще, проводник наставил на том, чтобы мы ему отдали ему все наши осветительные приборы и, для отвода глаз, Илье пришлось передать ему пару стареньких фонариков, и основной фонарь Ромы, который после купания в болоте стал изрядно барахлить. На том и порешили и отправились спать. Эта ночь прошла куда спокойнее, видимо длинная дорога так сказывалась. А утром нас ждала не утешительная новость. Ирина нога за ночь опухла, не представляю, как она дальше сможет идти. Эта новость заметно взволновала Илью и Ясавэя, но отступать лидер явно был не намерен...
Автор: Public Republic.
История также опубликована на следующих порталах:
- https://kripipasta.com/story/10470-obekt-504.html