Насчитывая более чем тысячелетнюю историю сегодня Лифта – лишь одна из заброшенных деревень на закате своих дней. От упоминаний из Библии до жизни среди теней русскоязычных подростков тянется за ней шлейф драматических событий и сломанных судеб.
Несколько лет назад было проведено археологическое обследование всех 75 строений, сохранившихся в Лифте. Среди прочего выяснилось, что в самом древнем заброшенном доме селения есть фрагменты, построенные в римскую или эллинистическую эпоху, т.е. более двух тысяч лет назад.
Место это упоминается ещё в Танахе как граница наделов колен Иуда и Биньямин с источником Мей Нефтоах. По одной из версий название источника, а затем и самого поселения названы по имени фараона Мернептаха, правившего в 13 веке до нашей эры. Кстати стела Мернептаха (она же Израильская Стела), которая описывает кампанию фараона против хеттов, является самым ранним древнеегипетским документом, в котором упоминается народ Израиля. Пруд, куда впадают воды источника Нефтоах до сих пор используется в качестве миквы – ритуального водоема для омовения. Еще в книге Маккавеев это место называется Нефтар, что значит очищение, названное после освящения жертвенника огнем из Первого храма после возвращения евреев из Вавилонского плена.
В Средние же века здесь возникла усадьба, принадлежавшая крестоносцам, и здание стало центром поселения, которое продолжало развиваться на протяжении всего Османского периода. Лифта являлась крупным центром по производству оливкового масла, снабжавшим Иерусалим и окрестные селения. В середине 16 века население Лифты состояло преимущество из арабов-мусульман. С этого времени и начинается история пустующих сегодня зданий, которые некогда заселяли феллахи (арабские крестьяне). Поскольку времена были неспокойные, свои дома они строили по типу небольших крепостей с толстыми стенами и сторожевыми башнями. В 19 веке здесь имело место восстание феллахов против египетской армии, которая насильно пополняла свои ряди местным населением. В 60-е годы 19 столетия с расширением Иерусалима, Лифта превратилась в один из районов города. Тогда здесь проживало около 600 жителей. Основным их занятием было выращивание маслин, пшеницы, ячменя, вокруг деревни было много фруктовых садов и виноградников.
В 1917 году, после недолгой осады деревня перешла под контроль британских войск, продолжив спокойное существование на протяжении 40-ых годов- времени наивысшего расцвета. Население деревни в то время составляло приблизительно 2.900 человек. Одна из основных статей дохода - выращивание и продажа качественных этрогов евреям Иерусалима. Жители деревни владели внушительными земельными территориями, излишки которых они охотно продавали евреям. Так, например, была продана земля под застройку иерусалимского квартала Меа Шеарим, где сегодня проживает самая ультраордоксальная еврейская община.
Спустя месяц после начала войны за независимость в декабре 1947 года жители деревни получили указ от Верховного арабского комитета покинуть деревню, а вместо них в Лифте расположились боевики арабских отрядов Наджады, которые постоянно обстреливали еврейские кварталы Иерусалима. В ходе прорыва арабской блокады Иерусалима, арабские отряды были выбиты из деревни отрядами Хаганы, защищавшими западный выезд из города. После подписания договора о прекращении огня территории деревни остались за Израилем. А уже в 1949 г после передачи деревни под контроль отдела абсорбции, в покинутые дома были заселены первые 100 жителей из числа новых репатриантов, преимущественно курдские и йеменские евреи. Вместе с тем условия жизни были настолько нечеловеческими, что в конце 60-х правительство приняло решение свернуть проект Лифта. На момент выселения в Лифте проживало около 300 семей. В середине 80-х Лифта превращена в заповедник, и несмотря на то, что его посещение реально опасно для здоровья в связи с катастрофическим состоянием зданий, место довольно популярно среди израильтян.
Документальный фильм "Ништяк" (на иврите סבבה) о жизни русскоязычных подростков в заброшенных домах Лифты: