#kids+здоровье
Современная медицина может исцелять рак, возвращать людям зрение и «штопать» сердце, но практически не умеет лечить вирусные инфекции.
Несмотря на рекламу, в которой чуть ли не каждая таблетка «защищает от вирусных инфекций», эффективные противовирусные можно пересчитать по пальцам. Пока мы можем похвастаться только успешной терапией ВИЧ и гепатита С. Остальные широко применяемые препараты – «Тамифлю», римантадин, прости Господи, «Арбидол» и ацикловир – не так эффективны, как хотелось бы.
Чтобы противостоять вирусам, необходимо либо закрыть им путь внутрь клетки, где они размножаются (вне клеток вирусы неопасны), либо препятствовать их размножению в клетках, либо «запереть» выход из клетки. Для этого лекарство должно как-то взаимодействовать с вирусом, например, блокировать действие белков вирусной оболочки, которые связываются с клеточными рецепторами. Именно таков механизм действия скандально известного «Тамифлю» (осельтамивир): он блокирует нейраминидазу – один из поверхностных белков вируса гриппа. Однако у коронавируса нет нейраминидаз, поэтому осельтамивир, который с завидным упорством продолжают выдавать в регионах, никому не поможет.
Что касается баснословно дорогих фавипиравир и ремдесивира, которые сейчас у всех на устах, то их эффективность пока не доказана и, вообще, поставлена под сомнение. Фавипиравир был разработан в Японии против вируса гриппа, но толком не применялся. Исследования, проведенные среди коронавирусных больных, заметного эффекта не показали (при этом препарат токсичен для плода, что сужает область его применения). Поэтому он, с огромной долей вероятности, летит в мусорное ведро. Последняя надежда – ремдисивир – у госпитализированных с COVID-19 пациентов показывает довольно слабую эффективность. Поэтому ВОЗ понизила уровень своих рекомендаций относительно него.
По словам научного журналиста Анны Ремиш, «Противовирусные препараты, так же как плазма переболевших, если и эффективны, то на ранних сроках болезни. То есть лечиться ими нужно в самом начале, при первых симптомах (если исходить из практики по гриппу, то в первые 48 часов).
Но для этого нужны домашние тесты, чтобы человек сразу понял, что у него именно «то самое». Кроме того, лекарство должно быть в виде таблеток/сиропа, спрея или раствора для ингаляций. То есть его должно быть удобно принимать на дому (а тот же ремдесивир выпускают только в виде инъекций, что практически исключает возможность использования вне больниц, к тому же он не рекомендован для амбулаторных больных) и быть доступным по цене. Поэтому сейчас важнее эффективная и доступная вакцина, запущенная в массовое производство, а не противовирусное».
Исследования показали, что уже имеющиеся противовирусные препараты против коронавируса не работают. Стоит ли ждать новых? Увы, но в ближайшее время – нет. Разработка противовирусного – это долгая и дорогостоящая история со множеством неизвестных: до начала применения у людей не ясна ни эффективность, ни многие побочные эффекты, ни востребованность (при этом сама разработка стоит $1-3 млрд).
«Сейчас испытывают все, что хоть как-то можно за уши притянуть с точки зрения механизмов действия, – отметил в интервью «Правмиру» врач, фармаколог, доцент факультета здравоохранения университета Oslo Metropolitan в Норвегии Юрий Киселев. – Но такова проблема вирусных заболеваний. Вирусы так устроены, что у них мало точек применения, у них мало мишеней, по которым мы можем бить нашими лекарствами».
Получается, что в данный момент лечить можно лишь последствия коронавирусной атаки – избыточный иммунный ответ и гипервоспалительную реакцию, поэтому пока реальную эффективность показывают стероиды, в первую очередь дексаметазон. Однако он нужен далеко не всем ковидным больным – только госпитализированным с потребностью в кислороде. Для остальных остается симптоматическое лечение, то есть жаропонижающие и витамин D, чтобы «хоть чем-то лечиться».
На канале введена модерация комментариев: прежде чем писать, подумайте можете ли вы доказать свои слова или это лишь ваше личное мнение.
Текст запрещен к копированию.