Владимирская область, похоже, последняя в стране, где ЦУР еще не заработал. Но в ноябре руководителем Центра управления регионом Владимирской области стала Татьяна Метелкина, до того занимавшая должность начальника управления информационной политики Департамента региональной политики Владимирской области. И буквально на днях будет официально объявлено о начале работы ЦУРа в регионе. Что же это за центр такой?
Центры управления регионом (ЦУР) должны быть созданы во всех в субъектах РФ до 1 декабря этого года. Поручение об этом еще в марте дал правительству страны Президент Владимир Путин. Ответственными за его выполнение глава государства назначил премьера Михаила Мишустина и высших должностных лиц регионов – губернаторов.
Непосредственной реализацией проекта занимается зарегистрированная в июле автономная некоммерческая организация (АНО) по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог Регионы» (генеральный директор – Алексей Гореславский). Ее учредителем является АНО «Диалог» (руководитель – тот же), которую учредил департамент информационных технологий Москвы.
На создание ЦУР из федерального бюджета в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации до 2024 года» АНО «Диалог Регионы» выделено более 20 млрд рублей.
Чиновники говорят, что главное предназначение ЦУРа — это «повышение эффективности коммуникации между жителями области и органами власти», обеспечение такого взаимодействия органов власти, при котором проблемы, возникающие у граждан, решались бы максимально быстро.
Любопытно, что ровно такой же целью в правительстве Ивановской области еще в 2016 году начали создавать ситуационный центр губернатора. В его функционал входили «системный мониторинг социально-экономической и общественно-политической ситуации, анализ выявленных проблем и прогнозное планирование». Ничего не напоминает?
Согласитесь, чтобы создать что-то новое иногда проще поменять вывеску над чем-то старым. Впрочем, это пока всего лишь догадки. Перейдем ближе к сути нововведения.
В основе работы ЦУР – две системы. Первая – портал обратной связи, с помощью которого люди могут жаловаться и сообщать о конкретных проблемах (вроде подмосковного «Добродела»). Вторая – «Инцидент Менеджмент». В Ивановской области с ней работают довольно давно, эту работу курирует внутриполитический блок. Система мониторит посты и комментарии в социальных сетях и каналах в мессенджерах, анализирует их и делает выгрузку по заданным темам. Дальше с ними работают чиновники тех ведомств, к чьему профилю относится обращение. Их задача – как можно оперативнее отреагировать на аларм и отчитаться о результате в системе. Это важно сделать еще и потому, что эффективность обратной связи контролирует не только высшее руководство области, но и администрация Президента России.
Вот как в марте 2019 года рассказывал о системе «Инцидент-менеджмент» зампред правительства Ивановской области Евгений Нестеров:
Ее внедрение оказало значительное влияние на формирование оперативного и продуктивного диалога с жителями Ивановской области. Нами получено и обработано около 3000 сообщений от пользователей социальных сетей. Как правило, люди недовольны состоянием дорог, уборкой улиц, работой поликлиник и управляющих компаний. И если раньше человеку требовалось обратиться в соответствующее ведомство путем официального запроса и ожидать решения в течение месяца, то теперь достаточно лишь оставить комментарий в социальных сетях. Приятно видеть, как жители благодарят официальных представителей ведомств за внимание к их проблемам и быструю реакцию
Вполне очевидно, что по большому счету ЦУР – это тот инструмент, который позволяет власти держать руку на пульсе настроений электората и одновременно переводить из неэффективного офлайна в эффективный онлайн общение по всем наиболее острым проблемам в самых резонансных сферах – здравоохранение, образование, ЖКХ, транспорт, дороги, соцзащита и т.д.
Правда, для полноценной обратной связи в Ивановской области не хватает специализированного портала – этакого ивановского «Добродела». Создание такого интернет-ресурса – это не только деньги, и немалые, но и время. По всей вероятности, в силу весьма сжатых сроков (напомним, поручение Президента надо выполнить до 1 декабря) решили обойтись без лишних телодвижений.
Как уверяет в своем пресс-релизе правительство региона, ЦУР «координирует работу по мониторингу и обработке всех видов обращений жителей, поступающих в исполнительные органы госвласти региона, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и организации». Для ЦУРа не имеет значения, как пришло обращение – по официальным каналам или через соцсети: некая «тепловая карта» формирует полную картину имеющихся проблем на основании анализа обращений жителей». После отработки входящих сигналов аналитики ЦУР будут изучать реакцию тех или иных органов власти на сообщения, выявляют и ошибки, и «лучшие практики». Обещают, что сводная информация об этом будет доводиться до губернатора.
В правительстве Ивановской области гордо отметили, что только что заработавший ЦУР «уже выявил одну из наиболее проблемных сфер – твердые коммунальные отходы». Даже решена первая конкретная проблема: по сигналу местных жителей во дворе дома на улице Каравайковой, 141 в Иванове «мусорный» регоператор привел в порядок контейнерную площадку. Видимо, управляющая компания, мэрия и департамент ЖКХ не справились со столь сложносочиненной задачей. Только всемогущему ЦУРу она оказалась по плечу.
Посмотрим, способны ли ЦУРы и на другие подвиги.