Когда вы наблюдаете истерику у вашего ребёнка, скорее всего, вам трудно удержать себя от собственного срыва. Маленькие дети – а именно в возрасте от 1 до 4 лет – ещё не обладают достаточными навыками самообладания и не умеют экологично выражать свои чувства.
Истерика представляет собой состояние аффекта, во время которого довольно сложно (практически невозможно) сдерживать эмоции, контролировать своё поведение и действия.
Что может вызвать у малыша истерику?
Каждая истерика связана с одной простой вещью: ребёнок не получает того, чего хочет. Для детей в возрасте 1-2 лет истерики зачастую вызваны попыткой ребёнка таким образом сообщить о своей потребности (больше еды, сменить подгузник, подать игрушку), поскольку они не обладают речью в полном её смысле. Малыш расстраивается, когда вы не реагируете на то, что он «говорит», и, как следствие, устраивает истерику.
Для детей постарше истерики – это скорее борьба за власть. К тому времени, когда им исполняется 3-4 года, они становятся более самостоятельными. В этом возрасте они остро осознают свои потребности и желания, поэтому хотят заявить о них на весь мир. Если вы не подчиняетесь – вырастает «город истерик».
Стадии развития истерики
Что на самом деле происходит, когда ваш ребенок выходит из себя?
1. Пусковой механизм: игрушка вашего малыша сломалась, а он хочет целую «здесь и сейчас», или ваш ребёнок хочет сладости в магазине. У ребёнка есть какая-то неудовлетворённая потребность, которая становится сигналом для него самого и окружающих людей. Если в течение некоторого времени потребность не удовлетворяется, наступает вторая стадия.
2. Гнев и печаль: существует мнение, что в основе истерики лежат две сильных эмоции – гнев и печаль, которая является продолжением первой. Но гнев и печаль на самом деле идут параллельно. Мы склонны замечать только вспышки гнева, но не всегда видим, что плач, хныканье и тяжёлое дыхание – то, что свойственно для печали, появляются ещё в самом начале и проходят весь путь до конца.
3. Усугубление ситуации «другим»: налетает агитатор – бабушка с дедушкой, мама или папа, которые только накаляют ситуацию и перегружают взрывающегося ребенка такими словами: «Чем я могу тебе помочь, милая?», «Могу я это как-то исправить?». Когда дети злятся и взрослый берёт их на руки, они выгибают спину – ими движет гнев, поэтому они отказываются от любых попыток взрослого их утешить. В этот момент ваши вопросы разбиваются о стену сопротивления со стороны ребёнка и не несут никакой пользы. Ответ вы всё равно не получите, т.к. малыша захлестнули эмоции, справиться с которыми он пока ещё не в силах.
4. Начинается борьба: следующая стадия истерики – удары ногами и руками, укусы, царапание, валяние на полу, поза так называемого «истерического моста», представляющая собой непроизвольные судороги. Ребёнок всем своим видом пытается показать, что ситуация ему не приятна и прекращать он не намерен, пока не добьётся желаемого.
5. Вы делаете вид, что не замечаете – игнорирование: напуганные взрослые (включая вас), находясь рядом, пытаются игнорировать драму, как и рекомендуют эксперты. Удивительно, но это работает! Как только ребёнок поймёт, что истерика не привела к желаемому результату, и взрослый остался равнодушным, он прекратит кричать и биться об пол. Когда средство для достижения цели оказывается бесполезным, надо будет искать ему замену, чем он и займётся, обдумывая новый план.
6. Затухание: после того, как истерика закончилась, не стоит сразу начинать отчитывать ребёнка и выражать своё негодование. Старайтесь обращать на него минимум внимания, но не игнорировать, если он что-то спрашивает и пытается выйти с вами на контакт.
7. Как будто ничего не произошло: Дети переключают внимание и переходят из одного эмоционального состояния в другое гораздо быстрее, чем взрослые. Ваш ребенок весело рассказывает о планах на оставшуюся часть дня, в то время как вы пытаетесь успокоить свои расшатанные нервы.
Как справиться с истерикой
- Заранее приготовьтесь к совместному походу с вашим ребёнком. Прежде чем отправиться за покупками или в любые другие публичные места, убедитесь, что ваш ребенок хорошо отдохнул и накормлен. С собой можно взять любимую игрушку или книжку ребёнка. Когда ваш малыш попросит или захочет что-то, составьте вместе с ним список этих «хотелок», а в конце прогулки перечитайте и позвольте вашему ребенку выбрать одну или две вещи из этого списка (по возможности). Составление подобного списка отвлечёт его, покажет его значимость и включённость, а также позволит избежать возможной истерики.
- Сообщите ребёнку о планах на время прогулки. Малыши не любят сюрпризов, связанных с резким прекращением их деятельности. Дабы избежать потенциального «извержения», предупредите ребёнка заранее о том, что вы вместе с ним собираетесь уйти из парка или дома гостей. Малыши успокаиваются, точно зная, что будет дальше, поэтому фраза «ты можешь ещё два раза прокатиться на своём самокате по парку, а потом мы пойдем домой» даёт им ощущение контроля.
- Полагайтесь на короткие обращения и «команды». Маленькие дети легко отвлекаются, поэтому иногда истерики можно прервать с помощью коротких и легких для выполнения команд или поручений, они быстро захватывают интерес малыша: «Давай покрасим/порисуем», «Пора поливать цветы!», «Ух ты! Смотри, кто в небе летит!», «А где твой шарфик?» и др.
- Дайте вашему ребёнку возможность выбора. Чем старше становится ребёнок, тем большая у него потребность в самостоятельном принятии решений. Дайте ему это, но в рамках установленных вами ограничений. Например, вы можете спросить: «Что бы ты хотел сделать в первую очередь – собрать игрушки или почистить зубы?». Такой вопрос не вызовет у ребёнка протестного поведения, но даст понять, что его мнение важно, и он САМ решает, что из этого он сделает в первую очередь.
Что делать, после того, как истерика закончилась
После истерики постарайтесь выждать паузу – 10-15 минут. «До» этого времени обида и гнев могут быть ещё слишком свежими, поэтому всё может повториться снова, а отсроченный разговор уже будет бесполезным, т.к. за эмоции ребёнка отвечает кратковременная память, если пройдёт больше 20 минут, то не факт, что он вспомнит о случившемся.
С чего начать разговор
1. Обозначьте проблему: «Ты обиделся/рассердился, потому что…». Данная техника подробно описана в книге Ю.Б. Гиппенрейтер - «Общаться с ребёнком. Как?».
2. Обратите внимание ребёнка на последствия истерики, которую он устроил: «Посмотри: у тебя расцарапаны руки/поранен лоб», «Я расстроилась из-за того, что произошло», «Мне очень неприятно было наблюдать эту «картину»» и т.д.
3. Объясните ему, почему вы не купили или не сделали то, что он хотел: «Ты очень расстроился, что я не купила тебе эту игрушку, но мы же договорились, что подарим тебе её на день рождения», «Нам надо ещё поужинать, убрать игрушки, помыться и почитать перед сном, мы бы не успели всё это сделать, если бы остались гулять дольше».
Подобного рода разговоры работают на сближение детей и родителей, помогают устанавливать более тесный контакт, учат осознавать существующие рамки и правила, и каковы последствия их нарушения.
Конечно, не всё получается с первого раза – ребёнок будет спорить и отстаивать свои права, капризничать и настаивать на своём. Главное помнить, что истерики – это временный и очень важный этап для развития ребёнка, который со временем прекратится. Показывайте ребёнку на своём примере, как можно конструктивно и безопасно выражать свои эмоции и чувства.
Статью подготовила психолог благотворительного фонда "Нить добра" - Арина Доценко.