Так считал Макиавелли. Это были его идеи. Власть портит людей. Политика – это грязное дело. Мораль и политика – вещи несовместимые.
Скоро в России пройдут выборы депутатов Госдумы. Уже осталось всего ничего, и скоро стартует избирательная компания. Кандидаты в депутаты будут наперебой убеждать нас, что они – хорошие люди. Многие из них будут надеяться на переизбрание.
Но давайте зададим им простой вопрос. Зачем тогда хорошие люди идут политикой заниматься? На что они рассчитывают, если Макиавелли прав?
Сам Макиавелли отлично знал то, о чем говорил. Он 14 лет занимался управлением Флоренцией. Был вторым лицом в государстве. А свою книгу «Правитель» («Государь») адресовал в качестве практического пособия семейству Медичи. Самому могущественному итальянскому правящему клану эпохи Возрождения.
Никколо Макиавелли считается тем самым философом, с которого начинается современная политика. Наши представления о политике и политических деятелях возникли из его идей.
Начиная с античности и до Макиавелли было принято считать, что человек – это политическое существо (zoon politikon). И, значит, только политика является пространством, где человек может наилучшим образом проявить себя. В полной мере показать свои моральные качества, раскрыть свой характер.
Ведь только занимаясь политикой человек может совершать добрые дела не только для своих близких, но и для всех людей. А это и значит быть добродетельным, войти в историю и прославить свое имя. Любить близких - это нормально, но быть добрым по отношению к другим людям - это уже подвиг.
А вот Макиавелли был политиком-практиком и поэтому предупреждал всех «желающих прославиться»:
Надо отдавать себе отсчет, что занимаясь политикой и «желая исповедовать добро во всех случаях жизни, такой добродетельный человек неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру».
В этом и заключается открытие Н. Макиавелли, что в политике добродетельные люди находятся в изначально проигрышной ситуации. В политике человеку приходится идти на компромиссы со своей совестью, устанавливать нравственный предел своим действиям. Иначе говоря, у него всегда появляется выбор – становиться плохим или самому потерпеть поражение.
Таким образом, с идей Макиавелли начинается политическая наука как такова. И политическая деятельность – это не способ уже показывать свое моральное превосходство окружающим и обещать всегда оставаться добрым и моральным. На самом деле, как пишет сам Макиавелли:
«Правителю нет необходимости обладать всеми нужными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими».
Это значит, что реальная политика становится театром лицемерия, честность политика – это поведение вора, пока еще не пойманного за руку.
И хорошие люди политикой не занимаются. Хорошие люди из политики уходят. Для хорошего человека политика всегда будет самопожертвованием. А на это готовы далеко не все.
Так зачем хорошему человеку вообще тогда идти в политику? Не лучше ли просто оставаться самим собой?
Продолжение темы см. в публикации: Как Путин использует советы Макиавелли, чтобы управлять людьми
Беседа с антропологом. Вы можете заказать тему статьи