Найти тему
Добрые вести

Вифлеемская звезда (размышления святого Иоанна Златоуста)

В своих «Беседах на Евангелие от Матфея» святой Иоанн Златоуст, разумеется, не мог обойти вниманием поклонение волхвов и звезду, указывавшую им путь. Эту звезду сейчас часто называют Вифлеемской.

Для начала напомню отрывок из 2 главы Евангелия от Матфея, где об этом говорится:

-2

В начале своих рассуждений о Вифлеемской звезде святой Иоанн говорит о том, что она явилась волхвам, как несомненный знак, которому они, звездочеты, непременно должны были бы поверить. Но вообще поведение волхвов вызывает множество вопросов.

«Какая же причина их побудила? – вопрошает богослов. - В надежде каких наград из такой отдаленной стороны они идут поклониться Царю? Если б думали, что Он будет их Царем, и тогда не было бы им достаточной причины идти. Если бы еще Он родился в царских чертогах, если бы отец Его был царем и при Нем находился, то можно было бы сказать, что поклонением родившемуся Младенцу они хотели угодить отцу, и тем заслужить себе его благоволение. Но теперь они знают, что новорожденный будет Царем не у них, а у другого народа, в стране, от них отдаленной; знают, что Он еще не в совершенном возрасте: для чего же предпринимают такое путешествие, и несут дары, притом подвергаясь в этом деле великим опасностям?
Если это неразумно, то следующее еще неразумнее. Что же такое? Перейти такой дальний путь, только поклониться, всех взволновать и тотчас уйти. И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, младенца в пеленах, и бедную мать? Кому принесли дары? И для чего? Разве было установлено и принято в обычай так изъявлять почтение всякому рождающемуся царю? Разве они обходили всю вселенную и о ком узнавали, что он из низкого и бедного состояния сделается царем, тому поклонялись прежде восшествия на царский престол? Но этого никто сказать не может. Для чего же они поклонялись? Если для настоящих выгод, то чего могли они ожидать от младенца и бедной матери? Если в надежде будущих, то, как они могли знать, что младенец, которому они поклонились, когда он был в пеленах, вспомнит о том впоследствии?»
Икона св. Иоанна Златоуста
Икона св. Иоанна Златоуста

В ответ за заданные им же самим вопросы, святой Иоанн Златоуст отвечает, что Вифлеемская звезда была явлением необычайным, что это бы ла «какая-то невидимая сила, принявшая вид звезды» и приводит этому следующие доказательства:

1. Направление движения. «Видим, что и солнце и луна и все прочие звезды идут от востока к западу; а эта звезда текла от севера на полдень: именно в таком положении находится Палестина в отношении к Персии».

2. Вифлеемская звезда светила не только ночью, но и днем, причем свет ее был ярче солнца.

3. Она то являлась, то пропадала, то двигалась, то останавливалась. Иоанн Златоуст напоминает, что когда волхвы вошли в Иерусалим, она пропала. Именно поэтому им и пришлось спрашивать о том, где родившийся Царь Иудейский. Когда же они покинули город, она снова появляется. «Это уже есть движение не звезды, а некоторой совершенно разумной силы», - говорит святой.

4. Она четко указала место. Посмотрите в ночное небо. Вы сможете точно определить, над каким именно местом светит та или иная звезда? Никто не сможет. Это означает, что для того, чтобы точно указать место, где был Младенец, звезде пришлось спуститься.

Для чего же она явилась? Для того чтобы в очередной раз напомнить иудеям о пришествии Мессии. Когда звезда скрылась, волхвам волей-неволей пришлось расспрашивать о том, где родившийся Царь Иудейский, и поэтому о Рождестве Христовом стало известно почти всем в Иерусалиме. Волхвов принимает царь Ирод, к ним приводят «всех первосвященников и книжников народных», чтобы точнее узнать о пророчестве.

«Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая чрез чужих научить своих, - говорит Иоанн Златоуст. - Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христовом, не обращали на то особенного внимания, – Господь внушил варварам придти из отдаленной страны, расспрашивать о Царе, родившемуся у иудеев; и они от персов первых узнают то, чему не хотели научиться у пророков».

Когда же Вифлеемская звезда вновь явилась волхвам и показала место, где был Младенец, они, нисколько не сомневаясь, пав, поклонились Ему и принесли дары. Хотя ни Младенец, ни Матерь Его не были ни знатны, ни знамениты, ни богаты.

«Последуем же и мы волхвам, - призывает святой Иоанн, - и, оставив чуждые (христианству) обычаи, совершим великое путешествие, да и мы узрим Христа. Так как и волхвы не видали бы Его, если бы не удалились из своей страны, то и мы будем удаляться земного. Волхвы, доколе были в земле персидской, видели одну звезду; как скоро оттуда удалились, узрели Солнце правды. Но не видать бы им и самой звезды, если бы не поспешили оттуда со всей охотой. Восстанем же и мы; пусть все приходят в смятение, – мы потечем к дому Младенца».