Найти тему
Молодёжная газета

Большая разница: ценники на полках магазинов зачастую меньше цен на кассовом чеке покупателей

Не привыкла я проверять чеки в магазинах и всегда искренне удивлялась: что это там бабульки, щурясь, так внимательно разглядывают? Тем более отоваривались мы с мужем за городом в крупнейшем торговом центре известного европейского бренда. Раз в неделю набирали там продуктов и разных хозяйственных мелочей. Мясо привыкла покупать на рынке, но в тот раз решила взять вполне симпатичный кусочек на борщ в любимом мегамаркете. Общий ценник более восьми тысяч немного напряг, тем более и корзинка была неполная. По пути обратно, уже в машине, стала просматривать ленту чека и крайне удивилась, увидев там цену за мясо: 3600 рублей! А на полке, помню, была цена около 600 руб. за упаковку.

Муж ворчал и не хотел возвращаться. Говорил: "Надо было около кассы смотреть, а раз уж проворонила, то вряд ли теперь что докажешь".

Но я крайне не люблю, когда меня обманывают, и решила принципиально выяснить, что произошло. На кассе, кстати, весьма внимательно отнеслись к моей просьбе. Вызвали менеджера из мясного отдела и попросили прояснить ситуацию. Парень, краснея и улыбаясь, начал извиняться: "Это элитная мраморная бельгийская говядина. Просто на этом месте лежало другое мясо, и мы ценник не успели поменять". Кастрюлька борща за 3600, не считая других ингредиентов, могла встать поперек горла, дешевле было бы несколько дней этот борщик в ресторане всей семьей есть. Я сделала возврат товара, а так как платила по карте, то еще несколько дней ждала перевода суммы.

С тех пор я стала иногда просматривать чеки, когда навскидку видела, что сумма превышает мои примерные подсчеты. И часто вижу, что товар прошел не по заявленной на полке акции, а по своей родной цене. Например, двухлитровый сок выходит в чеке не по 99 руб., а по 198 рублей. Кассиры всегда делают возвраты сумм, оправдываясь тем, что "некому работать", "не успели заменить ценники"...

Причем если в одной популярной у среднего класса сети магазинов переплату сразу же честно возвращают наличкой, даже если ты расплатился банковской картой, то в другой такой же бюджетной сети надо сделать возврат товара (и непонятно сколько еще ждать потом возврата денег на карту!), а потом снова оплатить этот же товар уже по акционной цене...

Я не пишу названия торговых сетей, так как такими фокусами грешат многие из них. Лично мне кажется, что это не отдельные случаи невнимательности персонала магазинов. Это новые маркетинговые ходы продаж. В чате соседей дома все предупреждают о несоответствии цен в ближайшем к нам магазине, жалуются коллеги, друзья...

Некому заменить штрих-коды новых цен в системе кассовых аппаратов? Но ведь есть время развесить акционные, привлекающие покупателей ценники и рекламные заманухи.

И, конечно же, не все внимательно разглядывают на кассе свои чеки. А зря!

Справка "МГ":

Что делать, если цена, указанная на ценнике товара, не совпадает с ценой на кассе? Разъяснения Роспотребнадзора.

В данной ситуации потребитель вправе требовать продать товар по той цене, которая указана в ценнике. Ведомство поясняет, что законодательством предусмотрено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товаре (в том числе, о его цене), обеспечивающую возможность его правильного выбора.

При этом цена за вес или единицу реализуемого товара должна быть указана на ценнике.

Кроме того, в магазинах ценник является публичной офертой. Продавец обязан продать покупателю товар по цене, которая в этой оферте указана.

Поэтому в ситуации, когда с полки в магазине товар взят по одной цене, а на кассе его пробивают по другой (причем, как правило, больше указанной на ценнике), Роспотребнадзор рекомендует покупателям действовать следующим образом.

В первую очередь необходимо обратиться к администратору магазина, сообщить ему о данной ситуации и потребовать продать товар по цене, указанной на ценнике.

Если администратор проигнорирует просьбу, - попросить книгу отзывов и предложений. В ее предоставлении не может быть отказано. В противном случае магазин рискует быть оштрафованным по ст. 14.15 КоАП. В книге нужно подробно описать возникшую ситуацию (указать дату, время инцидента, наименование товара, сумму на ценнике и по чеку). Также нелишним будет сфотографировать ценник в качестве доказательства, хотя бы на мобильный телефон. Для получения письменного ответа на жалобу, покупателю следует оставить свои контактные данные.

Если спорная ситуация не разрешится, покупатель может обратиться с письменным заявлением в территориальный орган Роспотребнадзора в своем регионе (их адреса можно посмотреть на сайте ведомства) или заполнить специальную веб-форму на сайте соответствующего Управления Роспотребнадзора, приложив к обращению ответ магазина на жалобу (при наличии), фотографию ценника и чека.

В заключение ведомство отмечает, что, даже если покупатель уже расплатился за товар и только потом заметил ошибку, магазин все равно обязан выплатить разницу в цене между чеком и ценником.

Интересный аспект!

Реклама, в сущности, тоже является публичной офертой, если в ней содержится вся принципиально важная информация о предполагаемой сделке. Поэтому если вы увидели рекламное обращение, в котором предлагают товар по определенной цене, то вы в праве требовать, чтобы вам его продали именно на тех условиях, которые обещает реклама. Это не распространяется на те случаи, когда в обращении есть указание, что оно не является публичной офертой (или есть оговорки про ограниченное количество товара по акционным расценкам), или когда не представлена вся существенная информация.

-2

Эмилия Завричко