– Ты сегодня ел? Спал? Как себя вел? – эти вопросы, как работник детского сада слышу каждый день. Адресованы они, конечно, не мне, а детям, которых родители забирают домой.
Всякий раз чувствуется, что родители не получили полной информации от своих вопросов. Но как спросить свое чадо по-другому, чтобы понять, как он провел день в детском саду, они не знают.
Давайте расширим диапазон вопросов и обсудим о чем можно успеть поговорить с ребенком, забирая его из детсада.
Вопросы: «Ты ел? Спал? Как себя вел?» – неразвернутого типа и предполагают такие же неразвернутые ответы: «Ел-не ел. Спал-не спал. Хорошо-плохо». Если такой «закрытый» вопрос превратить в «открытый, развернутый», информации можно получить гораздо больше:
Про еду:
- Что особо понравилось или не понравилось из еды тебе сегодня. Почему.
- Чем вас кормили в обед.Что-то из этого было вкусным?
- Что полезного ты сегодня съел в детском саду. Чем оно было полезным.
Про сон:
- Какой сон удалось сегодня увидеть в детском саду.
- О чем мечталось в тихий час.
- Кто у вас сегодня крепко спал. А кому вообще не хотелось спать. Интересно, почему?
Про поведение и про то, как вообще прошел день:
- Чем порадовал тебя этот день в саду. Или чем запомнился.
- С каким настроением пойдешь из детсада. Почему.
- Была ли сегодня какая-то интересная игра в группе. А на прогулке. Кому она ещё понравилась и почему.
- Были ли сегодня трудности. Какие? Удалось ли их решить?
Очень понравилось, когда одна мама, расспросив своего сына о том, как прошел день в детском саду, сказала ему:
– А теперь ты меня спроси, как прошел мой рабочий день. Думаю, смогу рассказать тебе что-то интересное.
Вот это так правильно, побуждать детей интересоваться делами близкого окружения. Я бы ещё рекомендовала родителям расспрашивать своих детей о других детях в группе. Задавая вопросы такого характера:
– Кто у вас был сегодня заметно грустным, весёлым, подвижным, медлительным, дружелюбным, драчливым (вариант по желанию).
Получив ответ, развить тему, попросив ответить из-за чего это случилось, что этому способствовало и к чему это привело. Например, вы:
– Не просто так же Миша был особенно весёлым. Что же его так развеселило?
Ваш ребенок:
– Он с новой игрушкой пришел сегодня.
– О! А что за игрушка? Играл ею кто-то ещё кроме Миши?
И так далее.
Есть дети, которые не нуждаются во всяких побуждающих вопросах. Они развернуто все рассказывают родителям в самых ярких деталях. Но практика показывает, что таких меньше половины. С остальных приходится информацию вытягивать.
Надеюсь, мои подсказки были вам полезны. Ваш Психолог из детсада.
Еще для рекомендаций выделила целую ленту статей. Переходите по хэштегу и читайте: #консультации психолога из детсада