Найти тему
Прибалтика.RU

Об особенностях поисковой работы в Калининградской области и законности производимых перезахоронений

Братская могила советских воинов. Ушаково, май 2018
Братская могила советских воинов. Ушаково, май 2018

Тактика поисковой работы в Калининградской области заметно отличается от аналогичных приемов и методов обнаружения останков погибших защитников Отечества, применяемых в других боевых регионах Российской Федерации. Это обусловлено двумя аспектами.

Во-первых, Калининградская область - единственный регион Российской Федерации, на территории которого в годы Великой Отечественной войны Красная Армия не совершала масштабных отступлений. Погибшие военнослужащие РККА, в подавляющем большинстве, оставались на подконтрольной территории, что давало возможность командам погребения собирать трупы и достойно их хоронить, а штабам всех уровней - учитывать и документировать потери. Следствием этого являются сравнительно малое количество неучтенных и непогребенных погибших и наличие многочисленных ранее обустроенных и задокументированных первичных захоронений.

Дивизионное братское кладбище 154-й сд. Гарбзайден, апрель 1945
Дивизионное братское кладбище 154-й сд. Гарбзайден, апрель 1945

Во-вторых, до 1945 года территория современной Калининградской области принадлежала Германии, являлась германской провинцией - Восточной Пруссией. Соответственно, все ориентиры в журналах боевых действий частей и соединений, в донесениях о безвозвратных потерях, книгах погребения, извещениях о смерти и т.п. даны с использованием немецкой топонимики. Трудности с идентификацией немецких названий и их привязкой к появившимся после окончания войны советским, а ныне - российским, стали причинами многочисленных ошибок при увековечении памяти конкретного погибшего защитника Отечества на том или ином мемориале.

Подробнее о причинах забвения ряда первичных захоронений и многочисленных ошибок в именных списках учетных карточек (паспортов) воинских захоронений, расположенных на территории Калининградской области, см. статью "Об именных списках воинских захоронений и перезахоронениях".

Как упоминалось выше, большинство обнаруживаемых поисковиками на территории Калининградской области останков военнослужащих РККА изначально были похоронены на обустроенных и задокументированных воинских захоронениях, которые ныне официально значатся перенесенными на укрупненные мемориалы, но на деле остаются нетронутыми и забытыми.

В случае добросовестного и аккуратного проведения поисковых работ на местности найденные в забытых ныне первичных захоронениях останки достаточно легко идентифицируются индивидуально или списком. Сведения о безвозвратных потерях РККА на территории современной Калининградской области, в том числе о многочисленных первичных захоронениях, документально изучены и систематизированы. При обнаружении поисковиками первичного воинского захоронения на местности осуществляется его привязка к карте по координатам и предварительное отождествление с учтенным документально первичным захоронением. Сопоставление расположения могил и количества найденных в них останков, со сведениями, содержащимися в донесениях о безвозвратных потерях и на схемах захоронений, позволяет уточнить принадлежность обнаруженного захоронения к ранее известному документально. Особую ценность при идентификации первичного захоронения в целом представляют маркированные (подписанные) амуниция и личные вещи, а также номерные награды.

Примеры успешных идентификаций найденных первичных воинских захоронений и списочного состава похороненных в них военнослужащих:

Гросс Бершкаллен, северная окраина. Гремячье, август 2020
Гросс Бершкаллен, северная окраина. Гремячье, август 2020

После идентификации обнаруженного первичного воинского захоронения встает вопрос о его дальнейшей судьбе. В большинстве случаев органы местного самоуправления, к полномочиям которых законодательно отнесены функции захоронения обнаруженных в ходе поисковой работы останков и обустройства воинских захоронений, организуют эксгумацию и перенос останков на один из существующих на территории муниципалитета мемориалов. Как правило на тот, в учетной карточке и на мемориальных плитах которого значатся фамилии большинства похороненных в обнаруженном первичном захоронении, попавшие туда в результате "бумажного" перезахоронения.

Однако, подобные решения о переносе останков из первичных захоронений зачастую противоречат действующему законодательству. В статье 4 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» (с изменениями и дополнениями) говорится исключительно о захоронении (перезахоронении) непогребенных останков. Под этот термин никак не попадают военнослужащие, погребенные похоронными командами на обустроенных воинских кладбищах, на которые есть соответствующие записи в донесениях о безвозвратных потерях и схемы расположения могил и кладбищ.

Нередко забывается и, соответственно, не в должной мере исполняется статья 22 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (с изменениями и дополнениями), которая гласит:

1. Старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий.

2. Перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений.

3. При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.

Статьей 4 вышеупомянутого закона закрепляются положения о том, что "создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий".

К сожалению, очень часто органы местного самоуправления принимают несоответствующие действующему законодательству решения о перезахоронении останков погибших в боевых действиях из ранее неизвестных воинских захоронений на существующие мемориалы, а надзорные органы подобные факты напрочь игнорируют.

В качестве достойного для подражания примера правильных, нравственных и законных действий при обнаружении ранее неизвестного воинского захоронения можно привести обустройство мемориала в п. Переславском Зеленоградского городского округа.

Братская могила советских воинов. Переславское, в 350 м западнее – юго-западнее железнодорожного переезда, южнее шоссе. Июнь 2020
Братская могила советских воинов. Переславское, в 350 м западнее – юго-западнее железнодорожного переезда, южнее шоссе. Июнь 2020

Читайте на нашем канале:

Правовые аспекты и проблематика увековечения персональной памяти погибших при защите Отечества.

Как возвращаются имена "неизвестным солдатам".

Советские воинские захоронения в Польше. Кладбища "неизвестных солдат".

Об именных списках воинских захоронений и перезахоронениях.

Противники исторической правды, кто они? Назовем поименно. Часть 1.

Возвращение имен "неизвестным солдатам". Часть 1.

Возвращение имен "неизвестным солдатам". Часть 2.

Противники исторической правды, кто они? Назовем поименно. Часть 2.

Противники исторической правды, кто они? Назовем поименно. Часть 3.

Противники исторической правды, кто они? Назовем поименно. Часть 4.

Противники исторической правды, кто они? Назовем поименно. Часть 5.